«Улан-Удэстройзаказчик», перечислявший деньги по фиктивным контрактам в фирмы Турченюка, распоряжается деньгами по всем муниципальным стройкам
Трубы, которых нет
Первый эпизод, ставший достоянием общественности, благодаря происходящим сейчас разбирательствам в Арбитражном суде, выглядит так - налоговая служба пытается вернуть недоимки с муниципального предприятия «Улан-Удэстройзаказчик», которые образовались в результате целого ряда фиктивных сделок. Фактически фирмы известного бизнесмена получали деньги за нарисованные в воздухе фигуры.
Например, МУП «Улан-Удэстройзаказчик» по документам от октября 2007 года купило у фирмы «Бизнес-Трейд» 43,6 тонны труб для городского хозяйства на два миллиона рублей. Трубы дело нужное, конечно. Но вышла незадача — никаких труб в реальности не было. Перевозочные документы отсутствовали. Оприходования товара также не случилось.
Позднее у бывшего руководителя МУП «Улан-Удэстройзаказчик» Оленцевича спросили: где трубы? Факта доставки труб из Москвы бывший руководитель подтвердить не смог: «не представил первичные документы, а представленные документы содержат недостоверные сведения». Ни труб, ни денег — замечательно.
Эпизод второй - в случае с фирмой «Реалстрой» муниципальное предприятие отдало городские деньги за воздух. Компания из одного штатного работника оказывала МУПу информационно-консультативные услуги. В частности, готовила «документацию в сфере маркетинговых исследований рынка строительных материалов».
Маркетинг — удовольствие дорогое
Вполне можно допустить, что в таком крупном мегаполисе, как столица Бурятии, родное муниципальное предприятие теряется в ценах на стройматериалы, само сосчитать не может, и необходима помощь. Пусть так.
Но, судя по всему, директор фирмы «Реалстрой» Подберезкин, и он же ее единственный работник, маркетологом был уникальным. В октябре 2007 года «Улан-Удэстройзаказчик» платит «Реалстрою» 5,3 миллиона рублей. В марте 2008 года — 1,8 миллиона, через два дня того же марта — 1,6 миллиона. Позже, в ходе проверки, тот же Подберезкин «не подтвердил фактическое оказание информационно-консультационных услуг», но теперь это уже неважно.
Также неважно, что «из актов выполненных работ, нельзя определить, какую конкретную работу выполнил исполнитель, в них отсутствуют данные о формировании цены и определении стоимости, не отражен факт исполнения обязательств по количественным, качественным и ценовым показателям. ООО «Реалстрой» не располагало специалистами для оказания названных услуг».
Неважно, поскольку деньги были переведены «Реалстрою» несколько лет назад, и дальнейший путь их неизвестен. Так же, как и в случае с «Бизнес-Трейдом» — никто тогда не бросился искать трубы или уплаченные миллионы. Забыли или не захотели.
Факты переводов сумм и вообще заключения подобных сделок вскрылись, когда Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Бурятии провела выездную проверку в «Улан-Удэстройзаказчике» за 2006—08 годы. По ее результатам в середине 2010 года была выявлена недоимка по налогам на 2,6 миллиона рублей именно по этим сделкам.
Где посадки?
Посчитав действия «Улан-Удэстройзаказчика» противоправными, налоговики потребовали вернуть недоимку в бюджеты разных уровней. Однако с осени 2010 года должник недоимку не вернул. Тогда МРИ УФНС № 1 по Бурятии обратилась в Арбитражный суд. Замечательно, что там «Улан-Удэстройзаказчик» на суде не соглашался с долгом и уверял: выплачены деньги были за реально произведенные работы. И на том же суде представители муниципальной организации не смогли предоставить документы по наличию в Улан-Удэ труб или реальности проведения маркетинговых консультаций «Реалстроем».
Суд обязал выплатить «Улан-Удэстройзаказчик» 2,6 миллиона рублей в доходы бюджета. Но, вообще оценивая ситуацию, можно констатировать: налоговые органы смогли только сообщить о своей проблеме — про недоимки после мнимых сделок. Однако куда переводились муниципальные средства — это ведь главный вопрос, с куда более крупными суммами. Почему такое было возможно? Это дело правоохранительных органов или самой мэрии Улан-Удэ, как учредителя своего дочернего предприятия — «Улан-Удэстройзаказчик». Однако оттуда никаких новостей не поступало, сообщает «Номер один».