Скандальная история Бурятии с пропавшими полувагонами от «Транссибирской грузовой компании БМ» и госгарантией на них, похоже, завершена. Несмотря на все усилия, правительство Бурятии не смогло вернуть залоговое имущество — 80 полувагонов — в казну республики
Потеряли 56 миллионов
Напомним, в 2003 году фирма «Транссибирская грузовая компания БМ» взяла кредит в Росбанке для закупки 80 полувагонов на сумму 70 миллионов рублей. Под кредит была предоставлена государственная гарантия, поскольку иначе банкиры не хотели сотрудничать с «Транссибирской грузовой компанией БМ». Тогда чиновники правительства заявляли, что эти гарантии позволят развиться лесной отрасли республики, а без них в этой самой отрасли все будет плохо.
Через некоторое время «Транссибирская грузовая компания БМ» перестала платить по своему кредиту. Росбанк предъявил претензии к республике как поручителю. В начале апреля 2007 года сессия Народного Хурала была вынуждена утвердить выплату в сумме 56 миллионов рублей по этой гарантии, поскольку у компании на счетах не было ни рубля, не было у нее и вагонов. Нынешний спикер Хурала, а тогда заместитель прокурора Бурятии Матвей Гершевич с трибуны Хурала обещал найти и покарать всех виновных в таких бюджетных потерях. Потом долгое время о вагонах ничего не было слышно, но в январе 2010 года они нашлись.
— Их собственником считается компания «Сибопора». Сейчас на полувагоны наложен арест, — заявила тогда министр имущественных отношений Бурятии Маргарита Магомедова. Но добавила, что «Сибопора» вагоны возвращать не спешит и отстаивает свою позицию в суде.
Попытка не пытка
В «Сибопоре» вагоны оказались после длинной цепочки перепродаж, начавшейся за месяц до того, как они были отданы в залог правительству Бурятии в качестве обеспечения госгарантий. Установив местонахождение вагонов, правительство Бурятии начало биться в судах за возврат имущества, и это намерение отвоевать несколько десятков миллионов бюджетных рублей — единственный положительный фактор во всей этой истории.
«Сибопора» (иркутская фирма, связанная подрядными работами с ОАО «РЖД») начиная с декабря 2009 года судилась с правительством Бурятии и его ведомствами и пыталась доказать, что договор залога был ничтожным, а полувагоны «Транссибирская грузовая компания БМ» продала еще до их передачи под залог правительству Бурятии. Позднее, через цепочку покупателей полувагоны якобы перешли в собственность «Сибопоры», поэтому претензии бурятской стороны на их имущество беспочвенны. Такова версия иркутян.
Суды первой инстанции про 80 полувагонов шли параллельно сразу в двух регионах — Бурятии и Иркутской области. Правительство республики и «Сибопора» взаимно предъявляли друг другу иски.
Битва арбитражных судов
В разных вариантах «Сибопора» на протяжении полутора последних лет подала три иска в Арбитражный суд Бурятии об оспаривании сделки между «Транссибирской грузовой компанией БМ» и правительством Бурятии. Все три иска в первой инстанции были отклонены. Причина — каждый раз в качестве доказательства собственности на 80 полувагонов «Сибопора» предоставляла копии документов (или даже копии копий) на переход полувагонов из рук в руки по цепочке и ни разу - подлинников. В одном из решений судов прямо говорится о фальсификации этих документов. Местный арбитражный суд неизменно принимал сторону правительства Бурятии, оставляя шансы вернуть полувагоны в казну республики.
В свою очередь, когда в апреле 2010 года минимущества Бурятии подало иск об обращении взыскания на заложенные полувагоны в Иркутский арбитраж по месту нахождения ответчика, но проиграло. Суд из соседнего региона признал право собственности на полувагоны за «Сибопорой». Патовая ситуация — суды по разные стороны Байкала принимали противоположные решения. Запятую в истории поставил Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, расположенный также в Иркутске, — кассационный спор о взыскании полувагонов также закончился неудачей для правительства Бурятии.
Пустые обещания
Полярность решений двух судов очевидна и делится по территориальному признаку — правота признается за «своими». Но у иркутской стороны был еще численный перевес в лице второй арбитражной инстанции на своей территории. Плюс, вероятно, в их пользу играла лоббистская поддержка ОАО «РЖД», которое тоже успело засветиться в полувагонных дебатах третьим лицом. У Бурятии же не было очевидных преимуществ в очень странных судебных географических спорах. За исключением стойкого Арбитражного суда Бурятии, других публичных приверженцев точки зрения правительства не обнаружено. В результате Высший Арбитражный Суд России также признал правоту о невозможности взыскания полувагонов в пользу Бурятии.
Вполне вероятно, это был последний акт не самой лучшей драмы в истории Бурятии. Ожидать того, что кто-то исполнит свои обещания и покарает виновных в передаче правительству Бурятии несуществующих вагонов (по сути — мошенничество), не приходится, сообщает «Номер один».