Каждые четыре года ведущие географы обсуждают наиболее актуальные проблемы развития современного общества в гармонии с окружающей средой. Арнольд Тулохонов возглавил секцию, посвящённую развитию экономического пояса Великого шелкового пути. Этой темой многие годы занимается под его руководством большой коллектив российских, китайских и монгольских географов.
В его докладе изложен материал по обоснованию Северного экономического коридора по трассе Пекин-Улан-Батор-Транссиб и строительства по этому маршруту высокоскоростной магистрали. Результатом многолетнего сотрудничества стало коллегиальное мнение специалистов о приоритете прокладки транспортного коридора из Китая через Монголию в Южную Сибирь по сравнению с другими вариантами.
Его строительство открывает широкие логистические возможности для России по кратчайшему маршруту с выходом на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Следует отметить, что в ближайшие годы Китай планирует покрыть страну сетью высокоскоростных железных дорог с 12-часовой доступностью самых дальних регионов. Его бурно развивающаяся экономика требует новых путей в Европу. Поэтому при замедлении темпов строительства транзитных магистралей в Казахстане и России возникает реальная угроза выхода Китая на запад и к Индийскому океану, через Турцию или Иран, минуя российские регионы, что неизбежно отрицательно повлияет на развитие азиатской территории России, зону Транссиба и БАМа констатировал сенатор Арнольд Тулохонов.
Именно такой маршрут проложен и на официальной карте, изданной к конгрессу. Поэтому сотрудничество российских географов с китайскими партнерами имеет своей целью, прежде всего обоснование перспектив сотрудничества приграничных территорий вдоль зоны Шелкового и Чайного пути, где находят общие интересы экономики России, Китая, Монголии и Казахстана.
Такие исследования ориентированы и на приоритетное решение экологических проблем освоения ландшафтов Великой степи, рационального использования водных ресурсов трансграничных рек Амура, Иртыша, Урала, Селенги. Предлагается высокоскоростную магистраль совместить с прокладкой газопровода в Китай через Монголию, что позволит газифицировать Южную Сибирь, решить многие экологические проблемы в бассейне оз.Байкал и в том числе снять вопрос о строительстве ГЭС в Монголии, на чем настаивает все ближайшие годы сенатор Тулохонов.
В ходе рабочих совещаний стороны договорились о проведении новых экспедиций по трассе Чайного пути, о строительстве на территории Южного Забайкалья современного российско-китайского научного стационара для полевых наблюдений за изменением природной среды. В знак будущих контактов китайские коллеги подарили российской делегации действующие модели высокоскоростных поездов.