Летом 2011 года были проведены торги на строительство невиданного для региона современного онкологического центра. Объект представлялся со всех сторон как прорыв в области охраны здоровья, и выход Бурятии на современнейшие медицинские технологии.
Финансирование было федеральным. Сумма контракта была ошеломительной даже по тем тучным временам в 4,58 миллиарда рублей. Выиграло торги никому неизвестное в Бурятии на тот момент ЗАО «Техно» из Москвы. Такова была своеобразная практика - крупные федеральные деньги приходили с уже подготовленными для освоения денег подрядчиками. Практика порочна, но тут никто никого не спрашивал - дежурные торги, и контракты оказывались у московских компаний. Те, в свою очередь, разбрасывали объёмы работ между местными компаниями через субподряд. В нашем случае, например «Дарханстрой».
Строительство руками местных строителей шло. Но весной 2013 года последовал иск от ЗАО «Техно» в адрес правительства, в лице управления капитального строительства (УКС). Тогда ещё никто не предполагал, что это будет самая драматичная судебная сага последних лет.
В Арбитражном суде «Техно» указало, что построено здание лучевой конформной терапии. Данный объект введен в эксплуатацию. Однако, истец пытался обязать правительство оплатить дополнительные деньги.
Дескать, стоимость строительства здания лучевой терапии в соответствии с заключением дополнительной экспертизы составляет 1 миллиард рублей, а стоимость фактически принятых и оплаченных заказчиком работ составляет 846 миллионов рублей. Таким образом, по версии «Техно» они оказались в минусе. После уточнений, сумма устаканилась на уровне 158,5 миллионов рублей претензий.
Управление капитального строительства с предъявленным иском не согласилось, указывает в письменном отзыве и дополнениях, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение работ на сумму, превышающую указанную в актах, которое подписало само же «Техно», причём без замечаний. Заодно указало, что в сметы ошибочно включён НДС на медицинское оборудование в сумме 72,2 миллионов рублей.
Решение 1-ой инстанции было положительным для будущего бюджетных денег Бурятии. В иске ЗАО «Техно» было отказано.
Затем случилось два события, которые вывели тяжбу на принципиально новый уровень. Сначала в ноябре 2014 года ЗАО «Техно» подаёт ещё один иск к УКСу правительства Бурятии, уже на 234 миллиона рублей, с похожими требованиями. Эксперты на тот момент однозначно говорили – «Техно» выкручивает руки правительству Бурятии юридическими методами. И вдобавок, по первому решению на 158 миллионов, стороны пошли в апелляцию, а там случилась неожиданное.
Апелляционный суд отменяет решение Арбитражного Бурятии. То есть победа правительства Бурятии аннулирована. И бюджет республики вновь оказывается под угрозой, причём потерять уже почти 400 миллионов рублей по двум искам, по крайне спорным обстоятельствам.
Решение уже апелляционного суда, естественно, обжалуется в кассационной инстанции. Интересы Бурятии лично представлял начальник УКСа на тот момент Савелий Мотошкин. Обычно, кассация редко отменяет решение нижестоящей апелляционной инстанции. По сути Бурятия уже начала прощаться со 158 миллионами рублей по первому иску, и имеет печальные перспективы с 234 миллионами по второму иску. Деньги были бы сняты со счетов минфина Бурятии. Однако, произошла сенсация - кассационный суд отменил предыдущее решение по 158 миллионам и отправил дело на новое рассмотрение в Бурятию. Деньги для Бурятии на данный момент спасены, ибо по сути заблокировано движение и по второму иску от «Техно».
На данный момент угроза потери для бюджета почти 400 миллионов рублей сохраняется. Претензии москвичей на 158 миллионов рублей вернулись в первую инстанцию в Арбитражный суд Бурятии. Движение второго иска на 234 миллиона рублей приостановилось также на уровне первой инстанции в Бурятии.
Само ЗАО «Техно» на данный момент находится в стадии банкротства.
Учитывая цену вопроса и лоббистские возможности генподрядчика «Техно», борьба за бюджетные деньги республики будет тяжкой. Тем более, что московские подрядчики, видимо, не ожидали столь отчаянного сопротивления со стороны УКСа правительства Бурятии и бывшего начальника Савелия Мотошкина в этом деле.