Проблема грубых нарушений архитектурного строя при сегодняшнем строительстве крупных объектов была поднята на итоговом совещании комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству администрации Улан-Удэ. Его председателю Александру Мареничу были высказаны упрёки за слабый контроль застройщиков.
«Изуродовали»
Экс-главный архитектор Улан-Удэ Павел Зильберман уже не в первый раз высказывает критику адрес архитектурно-художественного облика города. Год назад, на аналогичном совещании он «прошёлся» по деловому центру «Европа» на Балтахинова, многоэтажке возле ФСК или жилому дому в верхней части Батарейки, который фактически уничтожил красивый силуэт, созданный для здания Бурятского драматического театра.
Сегодня Павел Зильберман в качестве негативных примеров застройки привёл дом, что «воткнули» на улице Борсоева, недалеко от скульптуры «Мать Бурятия». Жилой дом насчитывает 20 этажей и должен стать самым высоким в республике.
- Почему молчим, как на улице Борсоева строится треугольное 20-этажное здание только потому, что заказчику отведён был трёхугольный участочек. И теперь там трёхугольное здание, хотя на этом месте градостроительный ансамбль не разработан. Нет, появился треугольник, и они построили 20-этажное здание. И радуются, что самое высокое. А почему оно здесь стоит, почему не ниже, никто не спрашивает, - заявил Павель Зильберман.
Поднял он также проблему со строительством здания дилерского центра «Бош» на улице Бабушкина. Эта новостройка буквально выпирает на проезжую часть, а также находится вплотную к бурятской гимназии № 29. По словам бывшего главного архитектора города, «Бош» уже вышел за допущенные границы застройки.
- Я знаю, что по этому «бошовскому» зданию комитет и вы лично не при чём, - обратился Зильберман к руководителю комитета Александру Мареничу. – Там ваши предшественники наработали. Но значит, вам помощь нужна, так говорите, кричите об этом, ведь есть люди, которые могут вам помочь.
Другие эксперты также высказывали крайнюю тревогу за хаотичную застройку и отсутствие архитектурного согласования. Было предложено хотя бы для центральных улиц разработать специальную подпрограмму по формированию их облика с тем, чтобы уберечься от нелепых силуэтов и прочих архитектурных уродств.
В качестве примера ещё одной нелепой застройки, которая ожидается в будущем, сегодня были приведены два здания на улице Смолина.
- На въезде в город, где стоит дряхлый двухэтажный дом, продано два участка. Здания проектируется таким образом, что оно не формирует ни улицу, ни ансамбль. Здание странной архитектуры, - заявила участник совещания. – Меня вообще удивляет, что, начиная от Селенгинского моста, улица настолько разношёрстная. Чувствую, что береговая территория будет формироваться такими точечными зданиями.
По оценке экспертов, застройщики пытаются выжать максимум из небольших площадок в центре города в ущерб характеру застройки всей улицы. Высказывались опасения, что улица Смолина «в перспективе получится неизвестно какой».
Павел Зильберман заявил: «Имеется формальный подход к градостроительным проблемам. Именно так, формальным бюрократическим подходом изуродовали градостроительные решения застройки города». К таким примерам он также отнёс торгово-развлекательный центр, который строится под театром оперы и балета.
«Главного архитектора нет»
И.о. руководителя администрации Улан-Удэ Зандра Сангадиев с претензиями известных архитекторов согласился. По его словам, Павел Зильберман ещё весьма мягко озвучил проблему.
- Александру Владимировичу (Мареничу) я раза три за последний год высказывал свои претензии. Претензии не в непрофессионализме его лично, а в том, что он не принимает такие решения. Нет у нас главного архитектора, - заявил Сангадиев. – Когда есть архитектор, есть правила игры, тогда всё будет понятно. Да, это тяжёлая нудная работа. Я говорил: «Ну переходите на другой уровень». Вы сегодня стратеги, разрабатывайте, какой облик города должен быть. Ведь к концу 21 века наши потомки скажут: «Был такой архитектор, и вот что мы имеем на сегодня».
В пример комитету по архитектуре Зандра Сангадиев привёл другие города, вроде Красноярска, где градостроительная политика ведётся на должном уровне. А про Улан-Удэ коллеги из российских регионов говорят, что там «очень плохие проектировщики», рассказал Зандра Сангадиев.
Признал он и нарушения новостройками «красных линий», которые отделяют строение от территории общего пользования и дорог, и заступ за которые недопустим.
- Правильно вы привели в пример сейчас «Бош». Ну что за дела-то такие? По улице Смолина я согласен. Мы говорим сейчас о расширении улицы Смолина, а при таком раскладе не сможем её расширить, - заявил и.о. сити-менеджера. – Я понимаю, что одним днём это не решается, но надо закладывать сегодня основы будущего облика города. И всем строителям показывать, что есть правила игры, концепция развития города.
В целом облик города он назвал «разношёрстным»: «Один главный архитектор начал бурятские орнаменты делать, потом другой пришёл, другое начал. Преемственности нет».
В адрес комитета и его председателя прозвучала весьма жёсткая критика. Александру Мареничу было поставлено на вид, что он фактически самоустранился от подготовки к 350-летию города.
- Уже в привычку входит, что вы самоустраняетесь. Как к вам вопросы, у вас столько ответов, вы на один вопрос десять слов скажете. И уже не знаешь, думаешь, сам не прав, что ли. Вы как главный комитет должны были взять общее руководство по 35-летию.Мы не специалисты, чтобы разобраться. Вот по паркам: экспертизу прошли, а теперь пытаемся менять что-то на ходу. А мы не сможем сейчас исправить, потому что проект утверждён, работы идут, - отметил Зандра Сангадиев.
- Такое впечатление, что вы от проблемных вопросов стараетесь убежать, остаться в стороне. Поэтому нужно, чтобы вы не боялись этих проблемных вопросов и начинали показывать свою власть. У вас сегодня очень большие провалы, - добавил он. – Я не критикую, я хочу, чтобы ещё дальше пошли. Сегодня текущая работа вся вами выполнена, но сегодня время другое – надо вперед двигаться. Поэтому нам надо садиться за круглый стол и совместными усилиями разрабатывать. Вы должны взяться смелее. Да, когда мы встречаемся, на словах вы всё понимаете, рассказываете, но движения нет вперед. Потом – раз – и как в песок провалились. Поэтому я специально так выступаю, потому что надеюсь, что вы возьмётесь, продумаете, и движение у нас начнётся.