Настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама (Олег Намжилов) рассказал, что вырубка лесов не только пагубно влияет на экологию, приводит к обмелению рек, водоёмов, уничтожает флору и фауну, но и разрушает энергетику людей. Он отметил, что такими деяниями «в человеке создаются негативные энергетические каналы, которые при наступлении соответствующих условий и обстоятельств проявляются в виде болезней или других видов страданий».
- В одной из базовых буддийских практик – подношении мандалы – говорится, что Вселенная поделена на четыре условных мира. В каждом из них есть своя особенность, сокровище или самая большая ценность. В одном из этих миров живём мы – люди, и самой большой ценностью нашего мира является Древо, исполняющее желания. Поначалу я думал, что это какое-то иносказательное сравнение, метафора. Однако теперь уверен, что именно деревья являются настоящим сокровищем планеты Земля, которые и исполняют все наши пожелания – дают жизнь, кров, пропитание всему живому, - считает лама.
Настоятель храма продолжил, что с исчезновением леса, живности савдаки – духи местности, слабеют, становятся весьма злобными. Иначе говоря, утрачивается сакральный дух местности, её одухотворённость, люди теряют свою самобытность, культуру и язык.
- Я уверен, что повальная вырубка деревьев и является основной первопричиной утраты собственной самобытности и языка многих аборигенов. Для бурят таким деревом является, пожалуй, сосна. Отличным исправлением уже накопленной данной негативной кармы будет посадка местных деревьев и кустов. Не стоит испытывать судьбу и сажать какие-нибудь заморские деревья. «Чужие» деревья несут, содержат дух, энергетику своих, родных земель, то есть представляют других савдаков. Поэтому такие насаждения будут нести энергетику раздора, конфликта. Ведь с чужими деревьями придут другие кусты, травы, цветы и животные. Может поменяться даже ландшафт. Изменится дух, энергетика местности. Затем придут чужестранцы, поменяется язык и так далее, - поделился он мнением.
Лама отметил, что основой нашего леса являются хвойные деревья, а именно сосна, кедр, лиственница и пихта. Из кустов наиболее распространёнными были черёмуха, рябина, багульник.
- Предлагаю ежегодно заниматься посадкой данных насаждений, которые на тонком уровне, на уровне энергетики со временем поднимут национальный дух, гордость и желание изучать, знать родной язык и культуру. Савдаки – это один из видов живых существ тонкого мира, в «руки» которых попадать не рекомендуется. Посадка деревьев наладит наши отношения с ними, убережёт от неудач, бед и опасностей, подстерегающих нас на дорогах. Помогут в животноводстве, сельском и лесном хозяйстве, также в растениеводстве, пчеловодстве и так далее. Они очень близки с нагами, значит, с источниками, реками, прочими водоёмами. Значимость восстановления леса невозможно переоценить. А в далёкой перспективе полнота лесного массива дарует возрождение духа, сакральной силы местности. Всё это вкупе обязательно позитивно отразится на энергетике людей, живущих там, - уверен бурятский лама.
Настоятель Курумканского дацана призвал всех земляков и верующих принять участие в посадках деревьев. Можно посадить сосну, ель, пихту, любое хвойное дерево или куст в середине или в конце мая по месту жительства. Желательно учесть благоприятные для посадки дни. Лучшие дни для этого – на новой луне.
- В другие месяцы посаженные саженцы почему-то не приживаются. Ещё один очень важный момент – это уход за ними (поливка и так далее) в первые месяцы после посадки. Нужно учитывать грунт, место посадки. Если там когда-то росли сосны, тогда есть большая вероятность, что данные саженцы на этом месте приживутся, и деревья смогут вновь вырасти. Вернуть своей родине былой облик, утраченную сакральную силу – в наших руках, - заключил Еши Намжил лама.
Лама предложил ежегодно сажать по 12 саженцев.