В Бугульдейке нет асфальта и до самой деревни ведет долгая гравийка, а чтобы преодолеть реку, давшую название этому поселению, нужно проехать по мосту, сложенному из самых обычных деревянных досок.
Дома здесь сплошь из старого почерневшего бруса. Как и многие поселки, Бугульдейка начала чахнуть в начале 90-х, когда развалился колхоз и закрылся леспромхоз, в котором работала основная часть жителей. Однако есть что-то в Бугульдейке такое, что заставляет пришлого человека ее полюбить.
Именно такие люди, влюбившиеся в Бугульдейку, начали появляться здесь несколько лет назад. И не просто одномоментно появляться, а заряжаться энергией просторов и музыкой пронизывающих ветров и оседать, обустраиваться в деревне. Сегодня это уже настоящая община, несколько десятков людей, называющих себя бугульдеями, мечтающих о новом смысле деревни и вдумчивом туризме.
Бугульдеи съехались сюда из Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В прибайкальской деревне они устраивают разные действа, которые сами же называют бугульдействиями, придумывают философию бугульдеев, обычаи и традиции. В прошлом году их силами на льду Байкала был построен ледяной лабиринт, в этом - придуман целый цикл мероприятий вокруг строительства ледяных скульптур.
Совсем скоро 50 ледяных скульпторов из разных уголков России и Европы начнут высекать «Табун ветров» из чистейшего байкальского льда. Настоящий табун из 384 ледяных коней, «поскачет» по руслу реки Бугульдейки. Кони будут выходить прямо на лед Байкала.
Работу скульпторы закончат ко Дню весеннего равноденствия - 22 марта. Символизм действа заключен в самой воде, которая дает жизнь и из которой состоит все живое. В марте ледяные кони начнут таять, уходя в свой далекий переход по вечному круговороту жизни.
Лидер бугульдеев Сергей Перевозников говорит, что конь в табуне тоже символичен. Равный среди сильных, но при этом неповторимый. Сергей называет себя смарт-фермером, разводит коров и лошадей, устраивает конные состязания. Именно он когда-то заманил в Бугульдейку питерских художников, которые подыскивали на Байкале место для осуществления своих идей.
- Так вышло, что я познакомился с людьми, которые хотели построить не просто ледяные скульптуры на Байкале, а объекты со смыслом. И я сказал, давайте к нам, в Бугульдейку! - рассказывает Сергей Перевозников. - Вы посмотрите, какое у нас здесь все нетронутое, не загаженное, как в Байкальске или на Ольхоне. Мы понимаем, что рано или поздно «дикие» туристы ломанутся и сюда, поэтому хотим предупредить этот процесс, создать здесь условия, при которых людям не захочется тупо пить пиво на берегу, не прилагая усилий, чтобы понять, в какое место они приехали. Для нас важно задать вектор, показать, что Бугульдейка - это для ума и души. Именно потому мы изобретаем здесь новые традиции, вовлекаем в мероприятия местных жителей и будем вовлекать каждого, кто приедет даже на несколько часов.
Насчет «вовлекать» - Сергей абсолютно прав. Приехавших из Иркутска журналистов с порога Бугульдейки предупредили, что от них ждут не просто наблюдения, а непосредственного участия во всем, что будет происходить. Экскурсия для представителей СМИ началась со старого улуса. В этой части деревни, выходящей к берегу Байкала, стоят старые, но давно заброшенные дома. Здесь есть постройки середины XVIII века, покосившиеся русские дома с резными наличниками, почерневшие срубы деревянных бурятских юрт с толстым слоем земли на крыше.
Старый улус. Фото: АиФ / Роман Сизых
В этих домах без окон и дверей идейные вдохновители Бугульдейства устроили необычную выставку - собрали у местных жителей старые фотографии их родов, распечатали и повесили внутри и снаружи изб.
Все эти фотографии достойны экспозиций лучших музеев. Фото: АиФ / Роман Сизых
Заходя в такой дом, чувствуешь, что заглянул в потусторонний мир, где полным-полно духов давно ушедших людей.
Такое впечатление от выставки помогала создавать и народная бурятская музыка, разносившаяся из колонок по всему улусу, и предметы старой мебели в домах. Кстати, все, что можно увидеть в улусе, принадлежит сельчанам.
- Для нас было важно задействовать местных жителей, - рассказывает руководитель лаборатории исследования игровых структур «Театрика» Петр Немой, - научить их быть частью наших «бугульдействий». Я сам приехал из Петербурга и остался, потому что абсолютно влюбился в это место. Мы надеемся, что деревня станет местом силы, возродится из ничего для разумного туризма и поможет жителям продолжать жить, воспитывать потомство, радоваться.
Огонь в очаге несколько минут назад задобрили молоком. СовФото: АиФ / Роман Сизых
Бугульдеев поддерживает и глава местной администрации Александр Орлов.
- Во-первых, хотим, чтоб люди узнали, что есть такие красивые места. Начало нашему селу положено еще в 1660-х годах. Первые поселенцы появились тут буквально через несколько лет после того, как был заложен Иркутский острог. Но по сей день наша природа осталась практически в нетронутом виде. Мы меньше всего хотели бы, чтобы однажды и здесь появились нецивилизованные туристы и стали диктовать свою волю и свой образ отдыха, как на Малом Море, Ольхоне, где сейчас уже остро стоит вопрос экологии.
Действительно, почти все побережье Байкала, доступное для туристов, превращается в места выкачки средств, ресурсов и энергии. Одни строят дворцы для себя и множество фанерных домиков для отдыхающих, портя внешний вид поселений, другие - с удовольствием захламляют чистейшее озеро, совершенно не задумываясь о том, что будет здесь после них.
На вопрос о том, как местные жители относятся к пришлым людям, которые взялись за Бугульдейку, Александр Орлов отвечает:
- В нашей деревне живет 1163 человека. Работы, как вы понимаете, нет. Местные не могут даже жить рыбалкой из-за того, что не дают квоты на ловлю. Для нас сельский туризм - выход. Недовольные, конечно, есть. Но это позиция людей, которые и сами не хотят что-то делать и другим не дают. А с бугульдеями сотрудничает наша школа, музей и историки. Вместе мы сможем сохранить культуру, научить наших детей быть бережными к природе и своим корням.
Многие сельчане уже вовлечены в работу по созданию турзоны. Помогают разобраться в сложных вопросах турбизнеса все те же бугульдеи. Устраивают встречи, на которых объясняют, когда можно будет принимать гостей, какие предоставить услуги, как оборудовать жилье. Некоторые даже не знают, чем можно накормить туристов - рецепты бугульдейской кухни разрабатывают сообща. Недавно один из домов в старом улусе отремонтировали под столовую. Уже сейчас там готовят для всех гостей, приезжающих на праздники в Бугульдейку. Хозяйка столовой - сельчанка.
К лету, обещает Сергей Перевозников, здесь начнется совсем другая жизнь. Станут приезжать туристы, развернутся фестивали и арт-проекты. Только вот ждать лета, чтобы посетить Бугульдейку, вовсе необязательно. Усадьба Перевозникова «Заречная» уже принимает гостей каждые выходные. Люди приезжают посмотреть на «ежевыходные бугульдейства» и пообщаться.
- Здесь постоянно дует ветер, поэтому те, кто любит пассивный отдых с максимумом удобств, сюда возможно и не поедут. Но это только плюс. Значит, будут приезжать те, кто хочет отдохнуть душой. Но мы рады всем, местные ветра за сутки способны выдуть городскую дурь из любого, - поделился Сергей.
Каток на реке Бугульдейка. Фото: АиФ / Роман Сизых
Ближе к закату на льду реки начались «Брейгелевские катания». Так бугульдеи решили внести в привычные катания на коньках свою обязательную необычность. И действительно, каток устроен на фоне потрясающих воображение холмов, а всем желающим выдавали необычные деревянные коньки, которые смастерили бугульдеи.
Коньки привязывают к обуви обычными веревками. Фото: АиФ / Роман Сизых
Помогать передвигаться на деревянных коньках помогали специальные клюшки – точно такими пользовались во времена голландского художника Брейгеля. Но и это не все - мастерицы пошили костюмы эпохи ренессанса из самой обыкновенной ватинной подкладки для пальто! В этих костюмах дамы и кавалеры, неуверенно стоящие на привязанных к обуви коньках, не оставляли сомнений: перед нами ожившие полотна Брейгеля.
Кто-то сочтет бугульдеев сумасшедшими и будет совсем не далек от истины. Но если в этом мире созидать можно, лишь отказавшись от привычного нам разрушительного рационализма, то такое «сумасшествие» будет меньшим из зол. Хочется верить, что все задумки осуществятся, деревня не умрет и не переродится в алчную яму русского турбизнеса. И это во многом зависит от нас с вами, от того, какие мысли и поступки мы будем привозить на этот чистый берег. А приехать обязательно захочется, сообщает «АиФ».