В рамках модернизации и оцифровывания государственных услуг ГИБДД приняла на вооружение современные технологии и предложила населению оплачивать штрафы в электронном виде посредством интернет-сервисов или через коммерческие банки. Но в России очень часто все делается через одно место.
Скандал со штрафами ГИБДД пока начинает разгораться в Москве, потихоньку захватывая и остальные регионы России. Как сообщают федеральные СМИ, и власть этого уже не отрицает, «Начиная с этого года все банки должны передавать данные об уплате административных штрафов в специально созданную государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Однако по факту этого не происходит».
В мае в течение недели 11 тысяч москвичей пожаловались на то, что заплаченные деньги бесследно пропали. И они по-прежнему значатся в списке должников. Московские власти заявили, что виноваты банки, которые не передают информацию, и опубликовали список из 12 банков, которыми лучше не пользоваться для оплаты штрафов. Все сильно удивились.
И тем более сенсационным стал документ московского правительства, опубликованный на прошлой неделе. Официально: Департамент транспорта Москвы информирует москвичей о возможных проблемах при оплате штрафов ГИБДД через банки, не выполняющие требования федерального законодательства о передаче информации в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
В гигантский список семисот банков России вошли почти все учреждения, работающие в нашей республике, такие как АТБ, «БайкалБанк», «Бин-Банк», ВТБ, Россельхозбанк, «ОТП Банк» и даже Яндекс-Деньги. Федеральная власть, в свою очередь, в отличие от московской, ничего о скандале не сообщает. С другой стороны, и документ со списком банков, работающих в Бурятии, никто не отзывает и не опровергает. То есть проблема остается, штрафы теряются по дороге от банкоматов до ГИБДД.
Специалисты «БайкалБанка» отказались комментировать тот факт, что и они оказались в этом списке, заметив, что им неизвестны критерии, по которым он составлялся. «Нам непонятен этот список, как его составляли, поэтому комментировать особо нечего».
В банке также сообщили, что к ним претензий со стороны водителей по поводу не дошедших до ГИБДД денег не было. К тому же зачастую виноватыми оказываются сами водители, неправильно заполняющие квитанции.
Служба судебных приставов по Бурятии точное число водителей, состоящих у них на учете как злостные неплательщики, оперативно дать не смогла. Но сообщила, что при фиксации правонарушений с помощью видеокамер с начала года было выписано более 26,5 тысячи штрафов на общую сумму почти 6 миллионов рублей. Из них больше семи тысяч штрафов водители оплатили.
Всего в числе невыездных в нашей республике числится 2885 человек, из которых большая часть это, конечно, алиментщики и должники банков. Но с недавних пор в нем появились и те, кому не дали выехать за границу именно из-за того, что в системе ГИБДД они отображались как должники, несмотря на своевременную оплату штрафа.
Единичные случаи, когда в Бурятии автолюбители не могли найти уже оплаченный штраф, возникают постоянно. Но об обвальном характере происшествий пока не сообщается.
Между тем картина представляется угрожающей.
С одной стороны: «В отношении должника применяются меры принудительного характера, такие как наложение ареста на денежные средства, а также на иное имущество должника. Кроме этого, предусмотрено ограничение права выезда за пределы Российской Федерации, а также запрет регистрационных действий в отношении автотранспортных средств», - отметили в службе судебных приставов по Бурятии. «Случаев, когда из-за неоплаченных долгов отпуск или деловая поездка оказываются невозможными, достаточно много. В таких ситуациях должники с чемоданами демонстрируют готовность расплатиться прямо в аэропорту. Однако для отмены ограничения необходим определенный срок, составляющий около двух недель», - отметил начальник отдела организации работы по розыску должников и их имущества службы судебных приставов Игорь Хусаев.
С другой стороны: по данным газеты «Ведомости», за первые пять месяцев выявлено около 100 тысяч случаев ошибок при передаче информации о платеже. Как пишет газета: «Учитывая темп, можем предположить, что за июнь и половину июля к ним добавилось еще 30 тысяч. И это только те, кто обратился с жалобой. А сколько тех, кто даже не знает, что его платеж не прошел и он давно числится должником? Потенциально сотни тысяч россиян, добросовестно оплативших штрафы, в разгар отпусков могут оказаться в статусе «невыездных». И все это только по вине плохого взаимодействия между ГИБДД, правительством и банками. Более чудовищных последствий обычного отечественного бюрократического бардака сложно припомнить. Все, что могут предложить власти в данном случае, – сохранить платежки и вручную посылать их в ГИБДД и службу судебных приставов».
Доказать свою правоту водителям удается, только если у них сохранились все чеки и квитанции об оплате. А чтобы полностью исключить неприятные сценарии, специалисты советуют оплачивать штрафы либо через официальный сайт Госавтоинспекции, где можно скачать и распечатать квитанцию и оплатить ее в терминале. Либо платить наличными в Сбербанке, отстояв перед этим очередь, затем ехать в ГИБДД к инспектору, чтобы тот уже в ручном режиме убрал фамилию из списка должников. В любом случае специалисты рекомендуют хранить все квитанции в течение года, других вариантов не остается.
По сути, мы имеем нечто коллапса электронной системы платежей. И воровство миллиардов рублей по дороге от населения до госбюджета, сообщает «Номер один».