По словам авторов законопроекта, система, регламент которой будет определять закон, предполагается как некая компиляция опыта СССР и более адаптированного к современности воспитания кадров коммерческими компаниями. В том и другом случаях принцип един: государство или организация платят за обучение студента до момента выпуска, а потом предлагают ему работу по профилю в своих структурах. Если выпускник отказывается от предлагаемой должности, то он должен вернуть всю затраченную на него сумму, которая предварительно оговаривается в подписываемом при поступлении договоре.
— Законопроект коснется лишь бесплатно учащихся в государственных вузах, в первую очередь, будущих работников бюджетной сферы: врачей, учителей, работников культуры и некоторых категорий госслужащих, — рассказали в федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая активно участвовала в подготовке документа.
По статистике ФНПР, именно в работниках этих сфер особенно нуждаются регионы. А общую ситуацию по безработице в стране в ФНПР назвали удручающей: молодые люди в возрасте до 35 лет составляют 40% от всех безработных РФ.
Большинство опрошенных экспертов удивляются, почему в партии власти решили силой заставлять молодых людей работать по специальности, а не стимулировать их зарплатой и льготами.
Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов считает, что, как все обязательное, такой закон спровоцирует массовые студенческие недовольства. Куда лучше, по его словам, создать всероссийскую базу рабочих мест, чтобы студент смог выбрать себе место работы сам, ориентируясь на условия этой работы.
— В ином случае этот закон повлечет за собой такие последствия: не имеющие возможности откупиться выпускники поедут в дальние уголки страны, где будут работать вполсилы, — озвучил свой прогноз Артем Хромов, — Мы опрашивали фокус-группы на эту тему. Ехать в глубинку РФ согласны многие, но вот наихудшие условия труда не устраивают никого.
Сейчас договоры с вузами заключают только муниципалитеты — у них есть 15-процентная квота в учебных заведениях для «своих» студентов, которые по окончании учебы должны отработать определенный срок на муниципальное образование. Однако на практике такая система не работает, и большинство молодых людей уклоняются от исполнения обязательств, сообщают «Известия».
В Бурятии проблема трудоустройства вчерашних выпускников также достаточна остра. Особенную нехватку кадров испытывает промышленности.
- Главная проблема – подготовить именно того выпускника, который нужен производству. Бывает так, что многие ребята, которые выпускаются, они не приходят на производство, - говорил ещё в 2011 году министр образования и науки Бурятии Алдар Дамдинов.
По его словам, отказ идти работать по полученной специальности связан с разными проблемами, в том числе и психологическими. Предлагалось даже создание специальной психологической службы при поступление в вуз.
- ребята проходит тестирование, и сразу же видно собирается ли человек в дальнейшем работать на производстве, - отмечал Алдар Дамдинов.
Критикой по поводу отсутствия целенаправленной подготовки кадров известен и генеральный директор ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» Леонид Белых . По его словам, с проблемами нехватки квалифицированных специалистов сталкиваются практически все предприятия республики.
Не раз говорил директор авиазавода и о неориентированности самих учебных заведений на подготовку востребованных рынком труда специалистов.
- Надо сделать ревизию, кого готовят наши учебные заведения? Переизбыток бухгалтеров, экономистов, юристов – это уже притча во языцех. Образовательные учреждения за счет престижных специальностей стремятся заработать, завлекая на учебу красивыми названиями специальностей, которые, на самом деле, на рынке не востребованы. Правда, никто не задумывается, что фактически обманывается молодежь, - говори Леонид Белых, - Промышленность будет развиваться, заводы пережили самые тяжелые времена. Не надо всем идти на эти уцененные специальности. Нужны инженеры. К тому же с инженера на бухгалтера и экономиста нет проблем переучиться. У нас на заводе они все с высшим техническим образованием.