«Пока в Москве спорят, надо ли вынести Ленина из Мавзолея и предать его тело земле, в Бурятии ситуация в точности обратная. Там тело извлекли из земли, чтобы сделать объектом всеобщего поклонения. Причём такого, какое не снилось вождю мирового пролетариата!
Согласно документам, этот человек умер в 1927 году. Но ни у кого в Иволгинском дацане (буддийском монастыре в 30 километрах от Улан-Удэ) язык не повернётся назвать его мертвецом. «Мама, а где живёт Итигэлэй Хамба?» - спрашивает маленький бурят, вместе с родителями и сестрёнкой наблюдающий, как монахи выносят из храма паланкин - кабинку на шестах, где за задёрнутыми шторками в позе лотоса сидит «Драгоценное и Неиссякаемое тело» (слова «нетленное» здесь тоже стараются избегать). «Он живёт во-о-он там, сынок. Видишь его дворец? Теперь его несут туда отдыхать». - «А он что, устал?» - «Конечно! Вон сколько людей сегодня принял, выслушал. Теперь он будет им всем помогать».
Корреспондент «АиФ» наведался в Иволгинский дацан, чтобы узнать, кому и каким образом помогает Хамбо Лама Итигэлов, а также разобраться в сути этого феномена.
«С того момента, как он к нам вернулся, я впервые вижу, чтобы его выносили без стекла! - с восторгом говорит Янжима Васильева, директор некоммерческого учреждения «Институт Хамбо Ламы Итигэлова». - Всегда за стеклянной перегородкой сидел. Разные ведь люди бывают - больные, неуравновешенные... А вам, значит, доверяет. Значит, сам так захотел».
Янжима - дальняя родственница Итигэлова, её дед был его племянником. О своём знаменитом предке может рассказывать часами. Впрочем, не только она. Бывшему главе бурятских буддистов (Итигэлов занимал этот пост с 1911 по 1917 г.) посвящают стихи и песни (привет Ильичу!), о нём слагают легенды. В некоторых из них он предстаёт прямо-таки былинным героем.
Считается, что Даша Доржи Итигэлов родился в 1852 г. Тем не менее многие ламы полагают, что мальчик появился на свет… сразу 5-летним. Никто не знает, кем была его мать, а ведь у бурятов очень бережное отношение к родословной. «Он не имел обычного рождения. Так появляются только божественные существа - будды и бодхисаттвы», - говорят монахи Иволгинского дацана. И добавляют детали. Будучи мальчиком, Итигэлов пас овец у состоятельных хозяев. Отличался озорством и игривостью. Например, пригонял скот на кладбища, где изучал надгробия и ритуальные предметы. В то время покойников не закапывали, и мальчик играл с ними, соскрёбывая волосы. При этом приговаривал: «Вот если бы меня слушались, не лежали бы здесь мёртвыми!» А однажды вечером вернулся к хозяевам, держа в руках палку с водружённым на неё человеческим черепом. Хозяева испугались, но знакомый лама успокоил их: «Мальчик станет великим Учителем, ему суждено обмануть смерть».
Затем юноша учился в монастырях, преподавал и в конце концов возглавил один из них. Говорят, обладал феноменальными способностями, граничащими с волшебством: мог очень быстро перемещаться в пространстве, одновременно находиться в разных местах. А ещё пересекал озеро на лошади, проезжая прямо по его дну, - вода расступалась перед ним! Когда началась Русско-японская война, Итигэлов благословил 300 казаков, ушедших на фронт. Все они вернулись живыми.
Однако главное чудо своей жизни ему только предстояло совершить.
Дворец хамбо-ламы Итигэлова в Иволгинском дацане.
«В марте 1911 г. Итигэлов был избран ХII Пандито Хамбо Ламой - главой бурятских буддистов, - рассказывает Янжима Васильева. - А в феврале 1913 г. приглашён в Санкт-Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых.
Делегация была удостоена личной аудиенции императора, на торжественном обеде от имени всех бурят Итигэлов произнёс поздравительную речь. Вообще буряты с большим уважением относились к русскому подданству, почитали самодержца как «белого царя», а императриц Елизавету Петровну и Екатерину Великую считали воплощениями Белой Тары - это одно из божеств буддийского пантеона (к слову, воплощением Белой Тары признали и Д. Медведева, когда он в 2009 г. посетил Иволгинский дацан. - Ред.). Во время Первой мировой войны Хамбо Лама Итигэлов собирал средства для поддержки фронта: солдатам отправляли одежду, обувь, табак, ягоды, сахар. В 1917 г. он оставил пост Хамбо Ламы по состоянию здоровья. Но есть мнение, что это было связано с отречением Николая II. Ведь Итигэлов присягал на верность этому человеку».
15 июня 1927 г., когда ему уже было 75, он собрал учеников и сказал: «Я прожил свои годы. Навестите меня через 30 лет, посмотрите, в каком состоянии будет моё тело. А через 75 лет я к вам вернусь». И погрузился в медитацию. Ученики поместили его, сидящего в позе лотоса, в кедровый короб (бумхан) и отнесли в местечко Хухэ-Зурхэн, где и зарыли на глубине двух метров. В 1955 г. ламы пришли на место захоронения (медитации?), подняли бумхан и убедились: тело осталось в неизменном состоянии. У него были подвижные суставы и эластичная кожа, а в районе сердца ощущалось тепло. Итигэлову сменили одежду, насыпали в короб соль и вновь закопали. Та же процедура повторилась в 1973 г.
К тому времени, на которое было назначено «возвращение», в живых оставался лишь один человек, когда-то знакомый с ним лично. Его и назначили официальным опознавателем Драгоценного и Неиссякаемого тела. «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной», - заявил он, когда короб вскрыли в третий раз. Шёл 2002 год».