В Бурятии сфера дополнительного образования детей, возможно, будет развиваться с помощью специальной программы. Депутаты Народного Хурала рекомендовали правительству разработать и принять республиканскую целевую программу по развитию системы дополнительного образования Бурятии на 2012 – 2015 годы, а также предусмотреть соответствующее финансирование в бюджете. Такое постановление принял комитет Народного Хурала по социальной политике
Ранее министерство образования уже заявляло, что в Бурятии сфера дополнительного образования детей становится все более проблемной. Об этом говорилось на январском республиканском совещании.
За последние два года под предлогом «оптимизации» прошли сокращения в школьном дополнительном образовании детей, которое в 2009 году сократилось на 63 процента. За последние два года закрылось 18 муниципальных учреждений: три спортивных школы, две станции и тринадцать центров. Таким образом, республика по количеству учреждений дополнительного образования вернулась обратно к показателям 2000 года.
- В последние годы наметилась тенденция сокращения дополнительного образования, а ведь были времена намного сложнее и труднее, - заявил председатель комитета по социальной политике Народного Хурала Бурятии Александр Стопичев.
В ряде районов, проводивших такую политику, соответственно уменьшается и количество занятых в этой сфере детей. Но охват детей дополнительным образованием в Бурятии все же выше, чем в среднем по России: 62 процента и 41 процент, соответственно.
- Эффективность системы дополнительного образования несомненна, - отмечают депутаты, но они также называют ряд проблем, требующих разрешения. Например, остаточный принцип финансирования. В связи с низкой заработной платой молодые педагоги не идут работать во внешкольные учреждения. Так средняя зарплата педагога - 6 000 рублей, а тренера спортивной школы – 9 000 рублей. Существует дефицит и управленческих кадров. А органы муниципальных образований зачастую недооценивают потенциал и ресурсы системы дополнительного образования детей.
- Также стоит проблема привлечения в систему 40 процентов тех детей, которые не заняты в творческих объединениях и спортивных секциях, - говорят депутаты Народного Хурала комитета по социальной политике.
По мнению педагогов, больнее всего по этой отрасли ударили проекты по модернизации образования, прежде всего внедрение новой системы оплаты труда.
Профессор Кубанского госуниверситета Андрей Остапенко, побывавший в Улан-Удэ, заявил, что Краснодарский край уже наступил на эти грабли чуть раньше и призвал руководителей республики и муниципальных учреждений делать правильную интерпретацию федеральных документов с учетом региональных условий.
Депутаты наметили пути решения этих проблем. По их мнению, помимо принятия республиканской и муниципальных целевых программ по развитию системы дополнительного образования, в Бурятии необходимо обновлять нормативно правовую базу, в частности республиканский закон об образовании. Депутаты планируют ввести норматив финансирования дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
В постановлении комитета Народного Хурала по социальной политике рекомендуется также распространять положительный опыт работы и провести цикл выездных обучающих семинаров-совещаний для объединения усилий всей республики.