Ситуация с бурятским Союзом журналистом стала уникальной в масштабах всей страны. Сейчас Союз журналистов России состоит из 77 региональных отделений, однако Бурятия с некоторого времени здесь отсутствует.
Напомним, о ликвидации бурятского регионального отделения Союза стало известно в феврале на отчётно-выборной конференции.
Тогда в Улан-Удэ съехались десятки журналистов со всей Бурятии для избрания нового председателя. Вместо этого все они вдруг узнали, что самого БРО «Союз журналистов России» уже не существует. Выяснилось, что ещё в конце июня 2012 года он был исключён из реестра юридических лиц. Обоснование закрытия юрлица – несдача отчётности.
Для возглавлявшего БРО с 2005 года Валерия Треногина эта информация также стала неожиданностью, в чём он сам и признался. Подтвердил, что не знал о фактической ликвидации бурятского Союза журналистов и председатель ревизионной комиссии, отвечающий за движение членских взносов и всю кассу в целом.
То собрание запомнилось крайне нервной обстановкой, вспыхивающими перепалками и обвинениями в адрес друг друга.
Спустя 1,5 месяца журналисты Бурятии вновь собрались, чтобы в более спокойной обстановке решить, что же делать дальше. Тогда же Валерий Треногин и заявил, что, изучив документы, он решил в судебном порядке добиваться восстановления прежней организации.
Впрочем, поддержан он не был. Большинством голосов было принято решение об учреждении нового БРО «Союз журналистов России». Тут же был принят устав организации и выбран новый председатель. Им стала замдиректора ГТРК Бурятия Марина Урбаева.
Однако Валерий Треногин всё же исполнил своё обещание. 14 марта Арбитражный суд принял его заявление к производству. Ответчик – межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Бурятии.
В своём иске Валерий Треногин просит признать недействительной ту самую регистрационную запись в Едином государственном реестре юридических лиц об исключении юридического лица Бурятской общественной организации «Союз журналистов России».
В качестве доводов звучит то, что у организации имеется расчётный счет, открытый в одном из местных банков, и на этот счёт поступают ежегодные членские взносы. По мнению истца, это свидетельствует о движении денежных средств по счету.
Также Валерий Треногин указывает в иске, что организация находится на упрощённой системе налогообложения, в связи с чем документы налоговой отчётности представляются один раз в год, и направляются по почте.
Пока по делу не состоялось ни одного судебного заседания. Предварительное отложено на 13 мая в связи с тем, что к делу в качестве третьего лица привлечена межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Бурятии.
Куда интереснее сам факт судебного оспаривания исключения БРО Союза журналистов из списка юрлиц. Ведь в случае, если Валерию Треногину удастся выиграть суд, в Бурятии может появиться сразу два Союза журналистов – оба легитимных, со своими уставами и избранными председателями. Подобного в России ещё не случалось.
К слову, предостережения об этом звучали во время прошлого собрания журналистов. Однако уже тогда было заявлено, что вероятность восстановления Союза крайне невысока: с момента исключения из реестра из юридических лиц прошёл уже значительно больше полугода, оспаривать же это необходимо было в течение трёх месяцев.