Жители бурятской столицы опять затосковали по «Истанам». С тех пор, как курсировавшие по городу корейские «микрики» исчезли с дорог, прошло уже 11 лет.
Посвящённый им пост появился несколько дней назад в одном из местных пабликов во «ВКонтакте». Автор публикации высказал недовольство современными микроавтобусами, в которых, по его словам, приходится ездить как «кильки в банке».
- В «Истанах» все ездили только сидя – стоячих мест не было в принципе, – говорится в посте. – Пассажиры сами были против и не пускали других с дружными выкриками: «Мест нет!». Через одного-четырёх человек спокойно передавали крупные купюры и получали назад сдачу, даже не задумываясь. «Истаны» и «Грейсы» ходили каждые пять минут мимо остановки и был выбор, на какой уехать. Понимали, что дольше 15 минут там не простоишь. Ездили до 23:00 и их было достаточно, чтобы покрывать этот пассажиропоток. Даже с лихвой.
В «микриках», которые курсируют по городу сейчас, очень душно, заявил анонимный автор.
- Как вам там в «Транзитах», «Дукатах» и т. д.? Достаточно форточек? Особенно летом? А может, в новые ПАЗики раз в полчаса в кайф набиваться и ехать стоя в попытках ухватиться за что-нибудь, лишь бы не упасть? Ведь о нас позаботились. Сначала «Истаны» запретили, потом – несертифицированные поручни в таких маршрутках, – подчеркнул он. – Это в крупных городах в таких «Транзитах» нормально, где от конечной до конечной – 10-15 километров. Зашли, пару остановок проехали и вышли. Не вспотели, не замёрзли.
В Улан-Удэ, по мнению «анонима», что не маршрут – так через весь город.
- От Стеколки до сотых. От Восточного до Левого. От Южлага до Пентагона. От Аэропорта до кварталов. Что ни поездка – всё целое путешествие. Довыёживались, докичились. Маршруты № 29 и 30 потеряли. Кольцевые! На них можно было весь город объехать и посмотреть на него. По сути, туристический маршрут по Улан-Удэ, не выходя из автобуса, – отмечается в публикации.
Улан-удэнец в заключение заявил, что сейчас даже нет аналогов «Истан».
- Выдавили частников с маршрутов. Молодцы. Правда не приняли в расчёт и не предугадали, что бывшие ИП-шники не пойдут работать на муниципальные маршруты, а уйдут в другую сферу. Да и этот переход от «Истан» к ПАЗикам затянулся на 10 лет. Пройди он за год, муниципальный транспорт не испытал бы такой кадровый голод как сейчас, – подытожил наш земляк.
Часть подписчиков сообщества его поддержали, подчеркнув, что «Истаны» были очень удобными и маневренными. Другие же считают, что в муниципальных автобусах намного комфортнее и надёжнее.
- По крайней мере, теперь я знаю, что точно уеду на работу из Истока. До появления муниципальных автобусов это была лотерея. Снег ли, дождь ли, мороз, ретроградный Меркурий – наши метеозависимые частники тупо не выходили на 46-ой маршрут и потом хоть пешочком топай до города с «конечки» 46-го, – высказалась одна из подписчиц паблика.
- Ездила в «Истанах» по студенчеству и было не очень удобно. Люди часто обувью пачкали вещи, цепляли колготки. Тесно в них было. Но ходили часто – это было удобно, – отметила другая.
- Я хорошо помню эти вонючие «Истаны». Не было сил открыть и закрыть эту дверь. Всегда нет мест. Невозможно сесть. Ждать следующую, а потом – следующую, – констатировал третий.
А ещё часть интернет-пользователей считают, что такие микрики создавали много пробок на дорогах.
Улан-удэнцы ностальгировали по ним и в январе. В новогодние праздники горожане вспомнили про южнокорейские машины, в которых пассажирам хотя бы не приходилось ездить стоя. В местном паблике «Аноним 03» во «ВКонтакте» тогда написали, что было бы неплохо вернуть этот «шикарный» транспорт на дороги. Некоторые даже выразили готовность платить за проезд в «Истане» и сто рублей – «лишь бы не стоять и не толкаться».
Запрет на эксплуатацию автобусов без сертификации вступил в силу в январе 2014-го и «Истаны» оказались вне закона. На смену им пришли другие микроавтобусы, ставшие уже, казалось бы, привычными – «Газели», «Фиаты» и «Каунти».
Ликвидация корейских маршруток, не соответствующих ГОСТу, была призвана не только обеспечить безопасность перевозок, но и «разгрузить» дороги и избавить Улан-Удэ от пробок. Власти уверяли: после запрета на них у водителей вырастет заработок, ведь сертифицированные вмещают больше пассажиров. Предполагалось, что график работы у маршрутчиков упростится, поскольку на одном автобусе смогут посменно ездить двое.
Владельцам «Истан» предлагали воспользоваться лизингом на льготных условиях. Однако водителям, которые обзавелись сертифицированным транспортом, в итоге пришлось не только гасить кредиты, но и покупать дорогие запчасти.
Кстати, городские власти вскоре после исчезновения «Истан» сами признали, что они были удобными, а теперь «людей надо приучать к увеличившемуся времени ожидания транспорта и стоячим местам».