Но Бурятия «полетела» раньше
Невозможно представить, с каким трудом всего столетие назад людям давались путешествия по дальневосточным регионам. Это сейчас перелёты из Хабаровска на Сахалин или из Северо-Курильска в Петропавловск-Камчатский стали совершенно обыденными и привычными. А раньше эти маршруты было трудно даже вообразить, сообщает пресс-служба дальневосточной авиакомпании «Аврора».
«Но 95 лет назад один героический поступок навсегда изменил историю путешествий по Дальнему Востоку! 9 января прославленный советский лётчик Михаил Водопьянов совершил невозможное и начал прокладывать первую на Дальнем Востоке гражданскую авиатрассу, соединившую Хабаровск с севером Сахалина!» - пишет пресс-служба авиакомпании.
Трудный, полный неожиданностей маршрут Хабаровск - Верхне-Тамбовское - Мариинское - Николаевск-на-Амуре - Оха - Александровск-Сахалинский протяжённостью 1085 км навсегда вошёл в историю как «трасса героев».
Помимо Михаила Водопьянова на борту находились бортмеханик Николай Аникин, начальник Дальневосточного управления общества «Добролет» А. Ривадин, представитель Хабаровского крайсовета «Осоавиахима» А. Захаров и корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» К. Волынский, отмечает пресс-служба аэропорта Южно-Сахалинска.
Полёт по маршруту продолжался 11 суток в обе стороны.
На чём летали
«К первому рейсу готовились заранее, - сообщает пресс-служба «Хабаровских авиалиний». - В мае 1929 года на совещании в Хабаровске решили организовать акционерное общество воздушных линий. Через четыре месяца Дальневосточный крайисполком определил первоочередную воздушную линию: Хабаровск – Николаевск – Оха – Александровск. Необходимо было связать Хабаровск с центрами по добыче нефти - Охой и угольными месторождениями в Александровске. На Дальнем Востоке начали сбор средств для покупки самолёта».
Аэроплан «Юнкерс F-13» общества «Добролёт» немецкого производства был оснащен двигателем в 300 л.с., мог развивать скорость до 190 км/ч, лететь 1000 км без дозаправки. Он вмещал четырёх пассажиров.
«Воздушное судно, которое вошло в историю, доставили в Хабаровск по железной дороге, на его сборку ушло 2 недели, по прошествии которых самолет украсила надпись «СССР-127», - сообщает пресс-служба аэропорта Хабаровска.
На машине не было радиокомпасов или локаторов. Да и точных карт в распоряжении лётчиков не имелось. Осваивать новую воздушную трассу в таких условиях могли только настоящие герои - каким и был лётчик Водопьянов.
Бурятия «полетела» раньше
Бурятия в те годы (и вплоть до ноября 2018 года) не относилась формально к Дальнему Востоку. И первый гражданский рейс с пассажирами из Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) состоялся на четыре года раньше. Он был международным по маршруту Верхнеудинск - Усть-Кяхта - Урга (ныне Улан-Батор). Регулярное воздушное пассажирское сообщение открылось 1 августа 1926 года. Первый же тестовый полёт прошёл ещё 22 июля. Расстояние в 500 км покрывалось за 4,5 часа. Аэродром с 1925 года располагался в районе нынешнего ипподрома на Верхней Берёзовке под Улан-Удэ.
Позже на аэродроме Верхнеудинска стали производить посадку самолёты, летавшие по магистральным линиям Москва - Владивосток, Иркутск - Чита.
Летом 2026 года гражданская авиация Бурятии отпразднует столетний юбилей.