Например, Евгений Семенов, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества определил специфику текущих российских выборов термином «новая нормальность». И далее он дал описание в целом по стране, но в точности повторил социально-политическую обстановку в Бурятии: «С одной стороны, это является следствием адаптации людей к окружающей реальности, сформированной СВО, а с другой – работой властей по сохранению стабильности. России удалось избежать «шоковых сценариев», сохраняется индексация социальных выплат, последовательно реализуются планы развития и продолжается процесс государственных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты etc. Избиратель сегодня чутко следит за тем, как функционируют все институты в государстве, в том числе и институт выборов».
В свою очередь, в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Электоральное поведение в стране стало в целом более консервативным и лоялистским, обеспечивая дополнительные преимущества власти и её кандидатам, говорится в докладе ФоРГО. При этом они отмечают ситуацию «отложенного выбора» – когда спецоперация закончится, то часть избирателей предъявит к власти новые запросы.
Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков говорит, что результаты президентских выборов не нужно экстраполировать на региональную кампанию. По его словам, на региональных выборах избирателей будет больше интересовать региональная повестка, а не тема геополитического противостояния.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отметил, муниципальные выборы по своей сути менее интересны электорату, и ожидать «президентской» явки не стоит. Чуть ранее заведующий кафедрой политологии и социологии БГУ Тимур Бадмацыренов дал для «Байкал-Daily» аналогичный прогноз: «Электорат знает про выборы, но они не являются мейнстримом информационной или политической повестки в Бурятии. «Президентских» цифр ждать не стоит. От 20 до 30 процентов избирателей на голосовании будет вполне нормальным результатом - обычным для муниципальных кампаний в России».
Также федеральные эксперты говорят об элемент предсказуемости на муниципальных и региональных выборах в стране осенью 2024 года. Так, РАПСИ цитирует сенатора Сергея Перминова, который уверен, что власть подходит к выборам в достаточно хорошей электоральной форме, о чем свидетельствуют её рейтинги: «С одной стороны, это высокий уровень доверия и консолидации вокруг задач победы и развития регионов, а с другой — огромная ответственность. Это не повод для успокоения, а задача для удержания политических позиций, чтобы не попасть в «ловушку победителей».
С другой стороны, прошедшие президентские выборы показали слабость оппозиции. По словам политолога Александра Кынева, актив некоторых крупных партий деморализован, происходят чистки. «Поэтому сейчас оппозиции придётся доказывать, почему люди должны отдать им голоса». В этом случае на что-то могут претендовать новые, молодые партии, и они могут это использовать для торга с элитами на региональных выборах и выборах гордум крупных городов», - полагает Кынев.
В целом же, по мнению руководителя научного совета Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, нынешняя кампания интересна не цифрами, а «местом в политическом календаре». В преддверии думских выборов она несёт для партий определённые вызовы. В том числе: будут ли результаты партий сравнимы с итогами президентских выборов, и какие идеи предложат партии ориентируясь уже на выборы в Госдуму 2026 года.
Обобщая, можно сделать вывод, что спокойные и относительно предсказуемые выборы в улан-удэнский горсовет полностью соответствуют электоральным процессам, происходящим по всей стране. Столица Бурятии следует федеральным трендам, а настроения электората города в целом совпадает с жителями большинства других регионов.