Игорь, русский и православный, верит в шаманские силы. Этим июньским утром он везёт в своем уазике группу туристов в направлении мыса Хобой, что на острове Ольхон, и вдруг внезапно останавливает машину. На краю дороги, полускрытые туманом, возвышаются четыре столба, украшенные множеством разноцветных лент, привязанных прохожими. Это, несомненно, церемония шаманизма, близкого бурятам, которые в Сибири являются самым важным этническим меньшинством, отмечается в статье.
- Эти тотемы предназначены для обозначения территории того или иного духа. Надо понимать, что у бурятов священная земля и духи главенствуют везде, - пишет автор.
- Эти тотемы обозначают границу территории двух кланов. Проезжая мимо, нужно воздать почести духам, которые их защищают, - объясняет Игорь.
Прохожий может оставить в качестве подношения несколько монет или небольшие предметы. Игорь всегда возит с собой в уазике белые ленты. Он привязывает одну к тотему. Возвращаясь в посёлок Хужир, мы встречаем вдоль дороги другие тотемы с лентами, развевающимися на ветру, рассказывает автор.
- Недалеко от посёлка в красивейшей бухте, где плещут воды Байкала, высится мыс Бурхан. Это обитель озерного божества. Там находится грот, где раньше проходили шаманские обряды. Это главное место паломничества верующих бурятов со всего Байкала, - пишет автор.
Шаманизм и культ духов присутствуют в Сибири повсюду. Основной догмой является вера в три составляющих Вселенной. Во-первых, это высший, небесный мир с богами, который именуется Тэнгэри. Во-вторых, земной мир, представленный человеком и всеми живыми существами. Наконец, подземный мир, который является прибежищем духов ада, наказывающих людей за грехи. После смерти душа превращается в птицу, животное, растение или становится горой, рекой. Слово «шаман» происходит из эвенкского языка и означает «целитель».
- Он также является проводником в параллельный мир, - говорит Алексей, который является шаманом.
- Как все, я унаследовал этот дар от своего отца, - заверяет он. – Меня зовут, когда рождается ребёнок или умирает родитель. В начале церемонии я прошу помощи высших духов. Я обращаюсь к предкам, чтобы они вступили в разговор.
Во времена СССР шаманизм был запрещён. Буряты, тем не менее, продолжали практиковать культ духов, который теперь признан в качестве религии на восточном берегу Байкала, отмечает автор. Традиционные верования бурят наложили отпечаток и на менталитет некоренного населения.
- В глубине души многие русские, особенно в Сибири, остались немного язычниками, немного анимистами, - утверждает писатель Александр Лаптев.