Ещё месяц назад в Конституционном суде (КС) РФ в Санкт-Петербурге состоялось открытое заседание, на котором рассмотрели запрос Верховного суда Бурятии по умерщвлению беспризорных собак. Речь о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18-ой федерального закона «Об ответственном обращении с животными».
Решение суда по итогам рассмотрения дела объявили в четверг, 18 июля. Оно изложено аж на 24 страницах. Но суть сводится к тому, что усыплять беспризорное животное можно, если оно набросилось на человека, проявляет немотивированную агрессию, является носителем опасной болезни или само страдает от неё. А ещё эвтаназия допускается, чтобы прекратить непереносимые физические страдания нежизнеспособных псов.
В остальных случаях умерщвление четвероногих возможно только в экстраординарной ситуации, сложившейся в регионе или на части его территории. К примеру – чтобы обезопасить людей от нападений собак или опасных недугов, которые они переносят. И то – при условии, что никакие другие меры не помогут, а эвтаназия носит временный характер.
Основанием для неё не могут быть «ни загруженность приютов, ни оптимизация бюджетных расходов». По сути, умерщвление беспризорных псов признали исключительной мерой. Постановление Конституционного суда окончательное. Оно не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
В ноябре в Бурятии одобрили закон, разрешающий усыплять четвероногих. В списке «показаний», помимо сильных физических страданий, опасных заболеваний и агрессивности – серьёзные последствия острой травмы. А ещё – если за время пребывания в пункте временного содержания пёс остался невостребованным, то есть никто не забрал его себе в течение 30 дней после поимки.
Зимой в регионе временно запретили умерщвлять только невостребованных хвостатых – агрессивных и больных по-прежнему могли. Теперь же табу на усыпление собак, которых не взяли из приюта, судя по всему, станет постоянным. Зоозащитники из Бурятии оспаривали именно этот пункт закона. Ранее они заявили: от решения Конституционного суда зависит, быть или не быть эвтаназии не только в нашем регионе, но и по всей России тоже.
- А ещё – насколько правомочны действия правительства Бурятии, которое решило, что животных без владельцев нужно умерщвлять на 31-ый день после отлова, и насколько республиканский закон соответствует федеральному, в основе которого лежит вектор на гуманное отношение к животным и запрет на жестокое обращение с ними, – пояснили до этого активисты.