- Владимир Гомбожапович, в чем главная проблема современной застройки исторического центра Улан-Удэ?
- В плане охранных зон, которые имеют силу закона, есть понятие «видовые точки», с которых должны обозреваться исторические здания. Например, театр оперы и балета. Нужно-то было, чтобы театр обозревался со всех сторон, и особенно его аркада. Но на улице Почтамтской построили торговый центр «Сибирь», что полностью закрыло обзор на театр со стороны проспекта Победы.
- Но ведь с проспекта открывается вид не только в сторону театра?
- Обзор в другую сторону закрыт этой новой стеной «Еврозоны». В 80-е годы в Улан-Удэ был всесоюзный конкурс, приехали архитекторы из разных городов, и они разрабатывали проект застройки этого участка города. Конечно, они оставляли откос, оставляли все улицы, особенно настаивали на том, чтобы стенки на улице Балтахинова не было. Она уже тогда появлялась, вернее, часть ее. И архитекторы тогда настаивали, чтобы высоких зданий больше не строили.
Руководствовались они простейшим правилом: если человек стоит на проспекте Победы, смотрит на долину, на город, ему должен быть виден исторический центр города, вплоть до Одигитриевского собора. А сейчас эта огромная стена, начиная от «Удинского пассажа» до «Еврозоны» полностью закрыла вид. Оттуда видны только дальние-дальние горы, что нарушило видовые точки, указанные в генеральном плане. А еще этот огромный выпирающий «унитаз» стоит в углу.
- А что еще уродует город?
- Кроме видовых точек есть такое понятие, как масштаб. Это означает, что в исторической зоне здания должны быть соразмерные – двух- и трехэтажные. Ну, и по архитектуре должны более или менее соответствовать. А тут огромные здания, причем, архитектура сейчас непонятная. В подобном стиле построено здание «БайкалБанка» на улице Советская. Но оно хоть не выделяется масштабом, соразмерное, а тут… Тоже власть денег и фирм получилась.
- Какие ещё есть обзорные точки?
- Другая обзорная, или видовая, точка расположена в начале Арбата на городском знаке, который изображает рог изобилия. С нее полностью открывался вид на арку. Чуть поодаль стоит башня Дома радио и рядом театр оперы и балета с аркадой. Этот вид есть один из главных символов Улан-Удэ. Все это охватывалось одним кадром, и на этом фоне фотографировались люди.
Но сейчас на улице Ленина строится новое здание компании «Икат». Еще раньше под театром был построен «Премиум», и они закрыли вид на аркаду оперного театра. А там (на месте, где строится новое здание) в свое время освободили площадку напротив Музея природы, и она была специально отведена, чтобы организовать единую красивую площадь перед театром оперы и балета.
Здесь был красивый скверик, и площадь была очень большая для обзора. Но потом решили, что «пустовать у нас ничего не должно». «Икат» начал застройку этой площадки. Из-за этого видовая точка оказалась закрытой, и видна лишь только арка и башня радио. Причем, здание-то строится не двухэтажное, как остальные строения рядом, а четырехэтажное.
На самом Арбате вообще варварски было сделано. На улице Ленина должны были «воткнуть» маленький общественный туалетик, может даже подземный. Так они построили маленький туалет, но на нем соорудили огромный торговый центр, причем залез он и на проезжую часть, там теперь ни тротуара, ничего нет. А это не только неудобно, но еще и нарушает закон об исторических поселениях.
По закону Верхнеудинск - это историческое поселение, в котором, соответственно, должны сохраняться не только дома, но и улицы, по возможности в первозданном виде. А этот туалет линию улицу нарушил полностью. Еще тут всяких павильонов понаставили. Вообще, вокруг самого памятника должна быть территория, где ничего не должно быть. А есть другая зона, которая называется «охранной». На ней можно строить, но надо обязательно согласовывать с памятником, чтобы не нарушало вид.
- Последнее время всё чаще озвучивается мнение, что деревянный центр Улан-Удэ нужно сносить, как Вы относитесь к этим высказываниям?
- Мэр сказал, что «деревяшки» невозможно сохранить. Да можно. Но вместо этого тратят деньги на возведение непонятных памятников. Сколько денег потратили, например, на памятник трем лошадям на Терешковой? Миллионы. А на эти деньги можно было бы капитально отремонтировать несколько деревянных домов с резьбой. Ведь они представляют огромную историческую и архитектурную ценность!
Эти дома строились в восемнадцатом веке по единому плану, который направлялся из Санкт-Петербурга, поэтому пропорции у них были благородные. Со временем они, конечно, оседают, теряют пропорции и симметрию, но можно же восстановить.
- Между тем, блестящие новоделы продолжают заполонять центр Улан-Удэ. В сердце города и республики, на площади Советов ситуация лучше?
- Не лучше. На площади Советов есть голова Ленина, один из самых известных памятников мира. За ним стоит историческое здание, в котором располагается правительство. Оно само по себе довольно ценный памятник, хотя и не вошло в список охраняемых объектов федерального значения. Он был построен в начале тридцатых в стиле конструктивизма, а его башня должна была напоминать рубку лайнера. Ну, первый период конструктивизма исходил из лозунга Ле Корбюзье о том, что дома – это машины для жилья.
Через полстолетия к нему было пристроено здание мэрии, которое должно было повторять линии соседа. Раньше предполагалось, что эти здания – правительства и мэрии - создают симметричный фон для головы Ленина. Но недавно построили башню налоговой службы, что полностью нарушило изначальный замысел. Причем, башня какая-то неспокойная. Было бы спокойное здание, прямоугольное в виде башни, было бы полбеды. А у нее силуэт довольно сложный, что, конечно, отвлекает внимание и нарушает фон.
Рядом, на театральной площади, строятся два здания – бурятского университета и национальной библиотеки. Последнее довольно нейтральное здание, с небольшой претензией на национальный колорит, но, в общем, вписалось. Новый корпус же БГУ получился очень активным. Оно должно было быть или похожим на соседнее здание, или нейтральным, но не столь активным. А оно бесстильное, похожее на современные здания, но с колоннами классическими, в общем, мешанина какая-то. Это какой-то общий стиль современной застройки. Безвкусица и мешанина, сообщает «Номер один».