Дрова в Бурятии дорожают с каждым годом. Из-за диких цен на них жителям некоторых районов – в частности, Кабанского – даже приходится залезать в огромные кредиты – под 90-100 тысяч.
С проблемой, о которой ранее рассказали в региональном отделении Народного фронта, столкнулись около 4500 человек в городе Бабушкин, посёлках Боярский, Мантуриха, Танхой и Култушная и селе Выдрино.У многих сейчас нет никаких запасов твёрдого топлива, не считая нескольких поленьев. За один кубометр сегодня просят примерно четыре с половиной тысячи рублей. А надо в среднем 20 кубов. УАЗика дров хватит лишь на неделю.
Причина, как выяснилось, в том, что участки не оформили для передачи жителям. Общественники пояснили: лесничество отказало в законных делянах и разрешило собирать валежник в отдалённых местах. По мнению «фронтовиков», именно из-за такой нерасторопности оказались нарушены права сельчан.
Вопрос продолжают держать под контролем. Активисты разбираются в нём уже вторую неделю. Руководитель исполкома Народного фронта в Бурятии Юлия Ким сообщила, что они направили запрос в районную прокуратуру. Проверку надзорное ведомство пока не завершило.
- Кабанский район находится в Центральной экологической зоне, где есть защитные леса, – отметила Юлия Ким. – В их границах определяются особые защитные участки, на которых ведение хозяйственной деятельности ограничивается в том числе 119-ой статьёй Лесного кодекса РФ. В ней говорится, что на защитных участках разрешена лишь выборочная рубка, которая может быть связана с санитарно-оздоровительными мероприятиями.
Речь, в частности, о вырубке погибших и повреждённых деревьев.
- Кроме того, в постановлении российского правительства № 2399 есть перечень видов деятельности, запрещённой в ЦЭЗ. Исключение – санитарно-оздоровительная рубка и заготовка топлива гражданами для собственных нужд, – добавила руководитель исполкома НФ. – Прежде всего, это валежник, который, конечно, сложно назвать дровами. Но так или иначе заготавливать его можно весь год.
В четырёх лесничествах Кабанского района определили участки, где можно собирать валежник. Но, по словам местных, добираться туда далеко, да и ветровальной и сухостройной древесины на всех не хватит. А заготовку на участках, заявки на которые подают сельчане, в лесничествах не согласовывают.
- Важно принять решение и разрешить доступ людям на участки, оформленные под санитарные мероприятия. Они запланированы в четвёртом квартале 2023 года, – заключили представители движения.
Ситуацию пару недель назад разъяснили в республиканском агентстве лесного хозяйства (РАЛХ). Вопрос затронули и на очередной сессии Народного Хурала 16 ноября. Депутат Сергей Мезенин отметил, что топливо покупают и пенсионеры.
- Они ещё и нанимают людей, которые дрова расколют и сложат. Это всё выливается в приличные суммы, – заявил Мезенин. – Думаю, надо принимать уже какие-то конкретные меры, делать реальные дела. Возможно, лесхозам нужно как можно активнее удовлетворять заявки на заготовку дров, отводить участки ближе к населённым пунктам, а не за десятки и сотни километров, как-то организовать эту работу по линии самозанятости. Давайте, в конце концов, компенсировать затраты на ГСМ и перевозку для заготовителей.
Народный избранник выступил с предложением создать совместную рабочую группу и вместе с правительством и «принять уже какое-то волевое решение, а не смотреть со стороны, как растут цены».
- Ситуация в этом году очень критическая. Уже назрел вопрос, чтобы органы власти приняли конкретно решение по обеспечению населения дровами, – заключил парламентарий.