Члены Совета пришли к общему мнению о необходимости принятия скорейших мер по этим вопросам.
Обсуждению предшествовал доклад исполняющего обязанности руководителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Евгения Нечаева, который обрисовал общую картину с сиротством в Бурятии и проблемах, возникающих в детских домах, интернатах и спецшколах.
На данный момент в этих учреждениях воспитывается свыше 500 детей и подростков, сказал Евгений Нечаев. Большинство из воспитанников – социальные сироты. То есть, родители у них есть, но они либо лишены прав на детей, либо находятся в тюрьме. Понятно, что среда, из которой были вырваны воспитанники, отложила на детях свой отпечаток. Многие из них неконтактны, плоховоспитуемы. К сожалению, подчеркнул исполняющий обязанности начальника Агентства, далеко не всегда педколлективы могут найти общий язык с такими воспитанниками, отмечены и случаи халатного отношения работников детдомов, интернатов и спецшкол к своим обязанностям.
В ходе недавней проверки Агентство расторгло договор сразу с несколькими руководителями таких социальных учреждений. Так, был расторгнут договор с директором Санаторного детского дома (СДД), где в этом году разразился настоящий скандал, когда СМИ рассказали о крайне неблагополучной обстановке в этом учреждении. Был обновлен там и педколлектив.
- Сейчас ситуация в СДД выравнивается, - заявил Евгений Нечаев. – Новый директор работает в детдоме сутками напролет, все семь дней в неделю. Контакт с детьми ему найти удалось. Массовые побеги из учреждения прекратились. На сегодня в детдоме отсутствует только два воспитанника.
Были прекращены трудовые договоры и с директорами Малокуналейского детского дома и республиканской спецшколы, где также были обнаружены недочеты в работе. Там ведется работа по обновлению коллективов.
Выслушав информацию, президент Бурятии вновь напомнил собравшимся свою точку зрения, которую он уже неоднократно высказывал:
- Детдома и интернаты – это зло. Ребенок, воспитывавшийся в этих учреждениях, социально не адаптирован, не готов к другой жизни. У него не складывается семья, его постоянно тянет к правилам специализированной общественной организации, в которой он вырос – то есть, образно говоря, к тюрьме.
Еще большее зло, по мнению Вячеслава Наговицына – спецшколы:
- Ребенок оступился, а его вместо того, чтобы исправить, помещают в спецшколу или спецПТУ, где он оказывается в среде отъявленных хулиганов. Разумеется, через несколько лет он выйдет из стен учреждения таким же хулиганом. Поэтому надо дать указание социальным службам, чтобы они более активно занимались разрешением проблемы сиротства. У нас, к сожалению, эти службы пока работают только по изыманию детей из семей, - сказал президент.
В случае если усыновление детей невозможно, было сказано на совещании, соцслужбам и педагогам необходимо плотно работать с воспитанниками детдомов и интернатов, вовлекать их в общественную жизнь, заинтересовывать, прививать профессиональные навыки. Положительные примеры такой работы в республике имеются – так, в Каменском детском доме довольно удачно сочетают воспитание сирот и их профессиональное обучение в стенах одного учреждения.