Министр образования Алдар Дамдинов в интервью "Байкал-Daily" говорит о малокомплектных школах в Бурятии и считает, что закрытие будет происходить только при одобрении местной администрации и жителей населенного пункта
На блоге президента Бурятии прозвучал ряд вопросов, касающихся системы образования республики. В частности, речь зашла о малокомплектных школах Бурятии. Как сообщил автор комментария, в одном из районов Бурятии (к сожалению, в комментарии не отмечено, где именно) идет закрытие школ такого типа. «Если так пойдет дальше, - восклицает автор, - то скоро в Бурятии не останется ни одной сельской школы!». Этот вопрос «Байкал-Daily» адресовала министру образования республики Алдару Дамдинову
- Проблема малокомплектных школ, - начал разговор Алдар Дамдинов, - действительно существует. С одной стороны, содержание таких школ обходится бюджету в копеечку – тут и оплата преподавателям, и содержание технического персонала, и плата за коммунальные услуги. Так, в ходе визитов по районам мы, работники министерства, сталкивались с ситуациями, когда в селе существует довольно большая школа, которую приходится отапливать и содержать, а учатся в ней считанные единицы школьников. То есть, вы понимаете, какие деньги теряет районный бюджет. Поэтому, в свете оптимизации, такие школы, конечно, лучше ликвидировать, а учащихся перевести в соседние образовательные учреждения. В ходе такого «уплотнения», мы вместо нескольких школ можем получить одно образовательное учреждение с нормальной нагрузкой, содержать которое району вполне по силам. Вызывает порой нарекание и качество обучения в малокомплектных школах. Не секрет, что в некоторых из них оно реально «хромает». Перевод же учащихся в школу с более сильным педагогическим коллективом может решить этот вопрос.
Однако у проблемы малокомплектных школ есть и вторая очень важная сторона. Министерство понимает, что в некоторых, особенно отдаленных районах, школа является местным «градообразующим предприятием». В школе работают учителя, технички, истопники. Иных способов заработка в таком селе у них просто-напросто нет. Закрытие учреждения, пусть даже маленького, но зато единственного, может тут же отрицательно сказаться на общем социальном положении села.
- Ситуация сложная. И каков же выход?
- Я хочу сразу расставить все точки над «i»: минобраз никоим образом не собирается заниматься ликвидацией всех малокомплектных школ. Но и мириться с минусами таких образовательных учреждений мы не собираемся. Но, понимая всю щекотливость вопроса, министерство образования подходит к решению вопроса очень осторожно, продумывая каждый шаг. В ряде районов малокомплектные действительно были ликвидированы. Но такому шагу предшествовали длительные консультации с местными сельсоветами, мы выслушали мнения местных жителей, приводили свои доводы. В итоге, решение о закрытии школы принималось на общем сельском сходе. Тщательно прорабатывался вопрос и том, как дети будут посещать новое учебное заведение, на каком транспорте будут ездить, учитывалось расстояние от села до школы – оно должно составлять не более 15-20 км. Поэтому говорить о том, что минообраз единолично закрыл школу каким-то своим приказом, в корне неверно.
Отмечу, что была закрыта одна малокомплектная школа и в столице Бурятии. Но здесь ситуация была иной – рядом с этим учебным заведением открылось новое, и дети были переведены туда.
- А что случилось с преподавателями таких закрытых школ?
- Еще раз отмечу, что перед закрытием учреждения, министерство продумывает все детали. Учителям из школ, попавшим под «сокращение», была предложена новая работа.
- Вы говорили о тех селах, где население поддержало закрытие школ. Значит, есть и такие, где оно выступило против…
- «Выступили против» – это несколько неправильное выражение. Просто по ряду районов было принято решение о том, что школы имеют право на работу. Там закрытие учреждения могло привести к резко отрицательному результату – вплоть до ликвидации самого села. Поэтому такие школы были оставлены – даже в некоторый ущерб бюджету.
- Однако вы отмечали и другие минусы «малокомплекток». Например, говорили о качестве обучения.
- Министерство решает и этот вопрос. В настоящее время ведомство разрабатывает проект дистанционного обучения, который в будущем году будет запущен в Закаменском районе. Суть новшества в том, что опытный преподаватель будет обучать детей посредством «WEB-связи». Интернет есть сейчас практически в каждой школе, поэтому технических проблем, я думаю, не возникнет. К тому же, мы вводим в закаменских школах должность «тьютра». Это своеобразные помощники преподавателя, работающие непосредственно в отдаленной школе. В их обязанность входит обработка дистанционного задания учителя и помощь детям на месте.
- Какие еще проекты разрабатывает министерство?
- Второй проект, который уже отлично зарекомендовал себя в еравнинских малокомплектных школах, заключается в разновозрастном обучении. Если коротко, то идея заключается в том, что учитель ведет один и тот же предмет сразу с несколькими классами, обучающимися в одном помещении. Просто младшие ребята получают задание попроще, старшие – посложнее. Эти два проекта, как мы надеемся, позволят сохранить малокомплектные школы в селах, где их ликвидация нецелесообразна.
- Подведем итог…
- Лично мое мнение по вопросу о малокомплектных школах такое: образовательные учреждения, являющиеся в отдаленных селах градообразующими предприятиями и культурными центрами, имеют право на существование. Министерство не намерено заниматься их ликвидацией. Однако в случаях, когда перевод детей в соседние школы повлияет на повышение качества обучения, и, что самое главное, не отразится на состоянии села, закрытие малокомплектного учебного заведения все-таки будет происходить. Но только при одобрении местной администрации и жителей населенного пункта.