В Улан-Удэ набирает обороты скандал вокруг вечера памяти ко Дню Победы, который состоялся 9 мая в Бурятском оперном театре. Как сообщал «Байкал-Daily», часть зрителей, недовольных происходящим на сцене, фактически сорвала вечер. Сперва были освистаны письма улан-удэнца Михаила Турошева, который погиб в 1944 году. Зрители не дали до конца дочитать директору театра Эржене Жамбаловой фронтовые письма, которые Михаил писал своей матери. Затем московским музыкантам пришлось играть квартет Шостаковича «Памяти жертв фашизма и войн» сквозь шум и недовольство в зрительном зале.
Вероятнее всего, освиставшие вечер памяти зрители были настроены на концерт с выступлениями певцов и танцоров. В афише театра значилось: «9 мая – музыкальный фестиваль «INCALZANDO», концерт ко Дню Победы». Впрочем, в той же афише прямо сообщалось, что будет «художественное слово» в исполнении Эржены Жамбаловой и струнный квартет, который исполнит произведение Шостаковича.
«Плакать хочется»
Освистывание вечера памяти шокировало жителей Бурятии. Соцсети полны гневных комментариев по отношению к зрителям, проявившим такое неуважение в День Победы. Пользователи пишут:
«Плакать хочется от такой дикости! Я страдаю от нехватки театров и музеев в городе, а кто-то позволяет себе такое поведение. Зажрались, бескультурники. Стадное чувство в людях выше духовности, скорее всего кто-то громко возмутились, остальные по инерции, и пошло-поехало»,
«Стыдно за земляков, вообще стыд»,
«Это необразованность в людях управляло. Непонимание. Скудоумие. Очень некрасиво, конечно, по отношению к артистам. Неужели не видели, что там будет классика, а не эстрада? Если не нравится, не понимаешь такие вещи, зачем идти? А если хочешь сходить и посмотреть, послушать, так уж сиди и уважай чужой труд»,
«Почему никто не задумался о том, что читались письма 19-летнего мальчика?!У кого-то сыновья такие. Этот парень погиб. А у наших детей ещё всё впереди! Слезы наворачиваются от такой дикости и неуважения»,
«Ну хорошо не понравилось, тут на вкус и цвет товарища нет, просто тихо уйди, зачем же вести себя как скот!»,
«Какой позор, в первый раз люди видимо в театр попали, хотели хлеба и зрелищ нужно было идти в цирк, а не в театр на такую постановку. У нас народ до сих пор неокультурен и неадекватен, стыдно!»
«Сын едва не уснул»
Зрители, которые были на самом выступлении, в оценках не столь категоричны. «Все, кто писал комментарии, не был в зале и видят медаль только с одной стороны, с которой им показывают. Как собаки набросились», - написала местная жительница. Она рассказала, что, по её мнению, первая часть выступления оказалась слишком длинной и однообразной, а зрители устали слушать и потеряли концентрацию. Из-за этого в зале и начались разговоры, которые с каждой минутой становились всё громче.
- Я была на этом вечере памяти с супругом. И я считаю по поводу постановки данного вечера, было очень затянуто. Письма мальчика долго читалось, можно было сменять чтение чем-то. Чередовать. Московские гости, участники концерта, долго не начинали, и, наверное, можно было сократить произведение Шостаковича, - поделилась другая зрительница.
Впрочем, она добавила, что многие изначально вели себя неподобающе. Так, в зале постоянно раздавались звонки телефонов, несмотря на, что перед началом выступления их попросили отключить.
- Было озвучено выключить телефоны, но сделали это не все! Рядом сидели в возрасте мужчина и трое женщин, как они себя вели – это печально. Бесконечно говорили и бубнили! Сделали им замечания и не один раз – бесполезно! Хлопали и комментировали всё! – рассказала зрительница.
Она поделилась, что уже после окончания мероприятия у раздевалки лично просила прощения у шокированных произошедшим людей. Они оказались приезжими гостями из Москвы.
Ещё одна улан-удэнка, в свою очередь, предположила: «Может, было нудно? Подруга пишет, что ее сын уснул. Может, люди шевелились и разговаривали, чтобы не уснуть?»
Оставила подобное мнение в соцсетях и ещё одна посетительница концерта:
- Я тоже была на этом концерте, считаю это недоработка режиссёра, слишком было затянуто. Видимо, когда продавали билеты, не объяснили, что за концерт будет, поговорив с людьми я поняла, что шли на песни военных лет.
Ещё одна улан-удэнка рассказывает:
- Да, тоска и траур царили на праздничном концерте. А душа хотела петь. И это не балаган, а естественная радость, что мы победили, выжили, не стали рабами у фашистов, что наша страна не превратилась в гетто.
Другая зрительница так выразила своё мнение о происходящем на сцене:
- Письма - это исторический материал. Но слушать эти восемь-девять писем с одинаковым приветствием.. «Во-первых строках... Во-вторых строках..» - тяжело... Ведущей надо было выхватывать главное, указывать города... Чтобы мы могли проследить путь движения...
В театре искренне сожалеют
Первый заместитель председателя Общественной палаты Бурятии, экс-министр экономики Татьяна Думнова выразила мнение, что работники театра зря сразу не делали замечания тем зрителям, которые начали шуметь, разговаривать и свистеть.
- Сложно оценить случившееся в оперном театре, не побывав на вечере памяти, посвященном Дню Победы. Тем не менее, оценка и суждения наших горожан в социальных сетях, обнадеживает на исправление собственного поведения и отношения к окружающим. Мы все любим свою республику, мне тоже неприятно, когда о республике отзываются нелестно. Театр начинается не с вешалки, он начинается с культуры поведения на улице, в общественном транспорте, социальных сетях, в наших семьях. Наша социальная апатия, безразличие к неподобающему поведению других людей в общественных местах, приводит в обществе к новому строительству улиц «хамства» под номером «моя хата с краю». Судить со слов о неэтичном поведении тех, кто смотрел спектакль, сложно. Судить зрителей можно только за их бескультурье. Очевидно, эти люди случайно попали на спектакль, и это очевидно те, которые не так часто посещают театр. Меня удивляет другое, во время спектакля в зале находятся служащие театра, которые могли сделать замечание зрителям, ведь эта их обязанность, - написала на своей странице в Facebook Татьяна Думнова.
Она надеется, что министерство культуры Бурятии проведет всесторонний анализ сценария и проведёт разбор выступления. «Почему не удалось установить контакт со зрителем, донести замысел режиссера до зрителей, как был подготовлен анонс спектакля и др.», - пояснила Думнова.
- Ведь театр - это живые эмоции, всё происходит на глазах зрителей и видно каждую мелочь. Может быть, актеры стали заложниками замысла режиссера? А может наш зритель еще не созрел до серьезных вещей? – размышляет Татьяна Думнова. – Я надеюсь, что не все зрители с кощунством отнеслись к памяти Михаила Турошева и ветеранов Великой Отечественной войны. Давайте делать выводы из каждого происходящего случая и не доводить до абсурда ситуацию, а попытаться ее поправить. Ну и, перед походом в театр не забываем почитать отзывы, ознакомиться с содержанием спектакля, так мы можем себя обезопасить от испорченного вечера или принять решение о его посещении!
В свою очередь, в пресс-службе Бурятского театра оперы и балета следующим образом прокомментировали данный скандал:
«Мы искренне сожалеем, что произошла такая ситуация, и благодарим за обратную связь. Театр уважает и ценит мнение каждого зрителя. Мероприятие получилось резонансным, мы обязательно учтем этот опыт в дальнейшей работе».