Предполагается, что такая фора не только откроет нашему кино более широкую дорогу к зрителям, но и будет способствовать повышению качества российских фильмов.
Подобная практика введения квоты на отечественную кинопродукцию существует в мире еще с конца 20-х годов ХХ века и до сих пор в тех или иных формах присутствует в прокатной политике многих стран.
Предложения внедрить что-то подобное в России постоянно циркулируют в коридорах Союза кинематографистов России, во властных структурах РФ. Но один из авторов книги «Принципы и механизмы финансирования французского кино» Жоэль Шапрон считает, что такой высокой степени результативности французская система достигла благодаря целому комплексу тщательно продуманных и великолепно взаимодействующих законов и установлений, и механически переносить этот опыт на другую почву нельзя.
Ситуация в России осложнена наследием СССР, где зарубежное кино проникало на экраны редко, и когда запреты были сняты, отечественное кино было буквально сметено лавиной хлынувших к нас заграничных фильмов - новых и старых.
Если в СССР 60-80-х годов на экраны выходили главным образом отечественные фильмы, а доля иностранных составляла три - четыре фильма социалистического лагеря и одна - две картины капиталистических стран в месяц, то сегодня в российском прокате почти безраздельно царствует американское кино. При этом бокс-офис пересек границу в один миллиард долларов, и Россия вошла в число крупнейших европейских кинорынков.
Такого прорыва не было в других странах, и поэтому российская публика сегодня существенно отличается от западной: молодое поколение прочно «подсело» на Голливуд, а старшее просто перестало ходить в кинотеатры.
Вернуть интерес к отечественному кино здесь особенно сложно. Об этом же говорят и представители кинотеатров Улан-Удэ.
- В общем-то, мы не против, но, в первую очередь, необходимо вернуть доверие кинозрителей к отечественным фильмам. Сделать так что бы наши фильмы были конкурентноспособны голливудским продуктам. Действительно практика показывает, что современный зритель предпочитает зарубежные фильмы, - пояснила «Байкал-Daily» заместитель директора по кинопрокату «МВ синема групп» Татьяна Юдина.
Главный, и очень серьезный аргумент противников квот: получив гарантии на показ своей продукции и лишившись свободной конкуренции, национальное кинопроизводство, как правило, резко снижает художественный уровень фильмов и начинает «гнать план» - просто чтобы заполнить квоту. В результате место американских, но профессионально качественных картин может занять отечественная халтура - что во многом и происходит в той же Франции.
Последнее десятилетие показало, что некоторым российским фильмам удавалось пробиться в прокат и занять достаточно высокие места в национальном бокс-офисе даже в условиях жесткой конкуренции Голливуда. Им не нужна была фора в виде прокатных квот - правда, всегда оставался актуальным вопрос финансирования. Потому что от количества затраченных денег зависит не только качество фильма, но и уровень его рекламы, которая для западных лент составляет зачастую не менее трети бюджета. Без адекватной раскрутки даже очень хорошие российские фильмы становятся неконкурентоспособными.
Поэтому начинать, возможно, стоило бы с того, что составляет главное достижение французской системы, - с введения налогов на показ иностранного кино. Тех самых налогов, которые позволили французской кинематографии обратить доходность американских фильмов в свою пользу, сообщает «Российская газета».