Вот только никто из них не ожидает того, что вместо приличного жилья и достойных соседей им придется столкнуться с ежедневным хамством, ежедневной борьбой за чистый подъезд, с постоянным страхом за жизнь своих детей и свою собственную.
Именно в такой ситуации оказались жильцы дома 70а по ул. Ключевской. Совсем недавно переехав в новехонький красивый многоэтажный дом, они настроились жить, наконец, «по-людски», благополучно и с комфортом. Но не тут-то было.
В этом доме 49 квартир отдано переселенцам из аварийного жилья. По словам соседей, основная масса из них - асоциальные личности, которые как вели нездоровый образ жизни, так и продолжают себя вести. Новехонькие стены в подъездах исписаны нецензурными словами, повсюду грязь, то и дело ломается домофон, лифт. Прямо в подъезде распивают спиртные напитки и даже мочатся тут же.
- Как с этим бороться, мы не знаем. Недавно вот выломали кнопку лифта, вырвав ее «с мясом» из стены. Зачем? Для чего? Непонятно. Запах порой такой, словно находишься в ночлежке для бездомных. А вечерами страшно заходить к себе домой. Пьяная молодежь ведет себя нагло, самоуверенно. Постоянно слышна брань, маты. Регулярно происходят драки, поножовщина, - рассказывает жительница дома Александра.
Сотрудники правоохранительных органов также об этом доме наслышаны. Снова и снова полиции приходится возвращаться сюда, чтобы навести порядок.
- Наш участковый жалуется, что сюда чуть ли не ежедневные вызовы, случаются часто кражи, разбойные нападения, гулянки. Эти люди как жили когда-то вот так, по-свински, так и продолжают себя вести на новом месте, их не изменишь, - жалуется другая жительница дома Евгения.
Доходит до того, что многие продают свое жилье и ищут другое, подальше от таких соседей. Продать, однако, такое жилье очень и очень сложно - покупатели ведь не слепые, они видят, что из себя представляет подъезд, и разворачиваются сразу. В итоге купленные когда-то по полным ценам квартиры сейчас стоят гораздо дешевле. И то продать получается у не многих.
Сейчас, кстати, наметилась тенденция. Самые продвинутые покупатели квартир в новостройках всякими правдами и неправдами пытаются разузнать, не будут ли заселены в их потенциальный дом переселенцы из бараков. Строители же, в свою очередь, информацию о возможном заселении переселенцев всячески пытаются скрыть. Хотя, объективно говоря, такое поведение застройщиков уже начинает походить на мошенничество - ведь однозначно качество такого товара, как квартира, зависит и от соседей. А если соседи тяжело пьющие и постоянно дебоширящие люди, то квартира должна стоить дешевле.
Переселенцам неслыханно повезло - взамен старых халуп они даром получили прекрасное новое жилье. Вот только теперь они делают все возможное, чтобы и новое жилье превратить в привычные развалюхи. И пока им это удается. Зайдя в один из подъездов дома, можно с трудом поверить, что ты находишься в недавно отстроенном доме.
- Переселенцы живут только в третьем подъезде этого дома, - говорит Михаил Семенов, директор ООО «Доступное жилье». - И если сравнить, например, первый и третий подъезды, то разница огромная. В первом тоже хватает своих проблем, но там в 10 раз чище, чем в третьем, неблагополучном подъезде.
Предыдущая управляющая организация не справилась со своими обязанностями, новая - ООО «Доступное жилье» - только недавно приступила к свом обязанностям, но уже хватается за голову. Проблемные жители не платят по счетам, зато неудобств приносят массу, как своим соседям, так и работникам управляющей организации. Навести порядок в подъезде непросто, одни стены можно белить и красить каждый день заново. Но что толку, если уже на следующий день все будет вновь загажено?
И такая ситуация не только в доме по ул. Ключевской. Во всех домах, где живут переселенцы, особенно, если их много, все обстоит точно так же. Управляющая организация «Доступное жилье» работает еще с двумя такими же домами-новостройками, где также есть переселенцы:
- Еще есть, например, дома в 110 микрорайоне - № 5 и № 6. Это тоже благоустроенные новостройки. В общей сложности там 218 квартир заняты переселенцами. Есть, конечно, среди них и нормальные люди, порядочные, а есть такие, кто элементарно не приучен за собой убирать, не мусорить повсюду, - сетует Михаил Семенов.
У управляющей организации одна надежда - очень многие из переселенцев продают свои квартиры и переезжают в жилье подешевле. Таким образом, контингент жителей постепенно обновляется в лучшую сторону.
Психологи с таким явлением знакомы не понаслышке и считают, что большинству из тех людей, о которых идет речь, просто не дано измениться. У них другое сознание, другие привычки. Красивая, комфортная обстановка является для них средой чужой, враждебной, им не свойственной. И, как это ни прискорбно звучит, на самом деле, мало кому пребывание в хороших условиях помогает по-новому взглянуть на вещи и начать жить по-человечески.
Срабатывает своеобразный «синдром бомжа». С таким явлением опытный психолог Татьяна Сенгеева столкнулась несколько лет назад, когда вместе с командой других психологов работала над проектом «Тепло беспризорникам». Проект финансировали иностранные меценаты, и недостатка в деньгах не было.
- Мы собрали беспризорников-подростков. Приготовили для них шикарные апартаменты: все от посуды до белья, покрывал -- все на высшем уровне. Сказали ребятам: «Это все ваше, пользуйтесь». Вернувшись через 20 минут, обнаружили в комнате полный разгром, все поломано, порушено. Это для них типичная ситуация. Они были напуганы вообще тем, что попали в наш проект, напуганы переездом. Многие люди с низкими адаптивными свойствами стараются все вокруг довести до своего родного состояния (в данном случае сделать беспорядок, грязь) и потом только успокаиваются, - говорит Татьяна Сенгеева.
Красивые кружки, некоторые предметы обихода подростки попросту продавали. А сами обходились, чем придется. Ребята, которые к 15 годам уже привыкли к тому, как они живут, приучить к иным условиям очень сложно. А что тогда говорить о взрослых людях?
- Было и такое, что мы нашли детей на улице, за домом. Они разожгли костерчик, сидят вокруг. Пьют из консервных банок свой любимый чифир. И у всех такие счастливые лица. Они в своей среде, им хорошо… - говорит психолог.
Специалистам потребовалось немало терпения, выдержки, чтобы работать с такими детьми. Пришлось и психологам как-то приспосабливаться к ним:
- Мы убрали атласные покрывала, заменили их обычными. Убрали белоснежные простыни, на них они просто не ложились! Заменили их простынями пестрыми. Ребята все пачкают - мы красим, белим. Ребята все ломают - мы чиним. Тем самым мы показали, что по-другому мы не видим жизнь. И дети постепенно привыкли. Привыкли жить в чистоте, привыкли мыть руки, чистить зубы, - рассказывает Татьяна Сенгеева.
Однако, как показало время, в конце концов, адаптироваться к новым условиям и изменить свою жизнь из этих ребят смогли лишь единицы, сообщает «Номер один».