По словам директора института, члена-корреспондента РАН Арнольда Тулохонова, регионе уже создана уникальная непрерывная система образовательных и организационных мероприятий с использованием передовых научных достижений в области байкаловедения. В сферу формирования экологической культуры вовлечено более миллиона человек.
В Бурятии издаются научно-популярные и детские образовательные журналы «Грани Байкала», «Мир Байкала», «Ушкан», эколого-географическая газета «Исток», в школьном образовании используется учебник Елены Кузевановой «Байкаловедение» (в Иркутске – в 130 средних школах), а также цифровые и настенные эколого-географические карты, изданные по заказу министерства образования Бурятии под редакцией Леонида Пластинина.
- На практике эколого-образовательная работа идёт в Байкальском музее, расположенного в посёлке Листвянка, в летних специализированных школах на Байкале, работают образовательные проекты информационного центра «Грань». Кроме того, разработка обеспечивает информационную составляющую для развития туризма и формирования инвестиционного климата в экономике региона, - говорит Арнольд Тулохонов.
В соответствие с уровнем образования, их интересам, для каждой социальной группы населения предложены различные формы адресного получения экологической информации. Для школьников – программа «Байкаловедение». Для школ, сельских клубов и библиотек издан и бесплатно распространяется цветной настенный баннер «Байкал – участок мирового природного наследия».
В системе дополнительного школьного образования более 30-ти лет работает малая академия наук, где детям прививаются навыки научных исследований. Действует специализированная программа летних школ по экологии, экономике, химии, физике и математике на базе международного эколого-образовательного центра «Истомино», где ведётся подготовка одарённых детей в вузы. Нкольники обучаются практическим навыкам исследовательской работы на природе, ведут волонтёрскую деятельность по уборке мусора.
Для студентов вузов изданы программы и учебные пособия по курсам «Региональная экология», «Региональное природопользование». Студенты многих вузов России участвуют в экспедициях Байкальского институту природопользования и Байкальского музея СО РАН, в том числе в рамках интеграционных проектов и грантов по изучению экосистемы Байкала и дельты реки Селенга.
Большую роль в процессе играет Байкальский музей, его за последние 10 лет посетили около миллиона человек, из них взрослых жителей России – 70 процентов, а детей – 15 процентов. Кроме того, иностранных граждан – 13 процентов, а два процента приходится на гостевые группы со специальным обслуживанием, включая первых лиц государства, сообщает ИА «Байкал Инфо».