В середине прошлого века численность манулов в Забайкалье была на уровне 20-25 тысяч особей. Однако, в результате сельскохозяйственного освоения степей и активной охоты на пушистого зверя, манулы здесь практически исчезли. 40 лет назад охота на этих мелких представителей кошачьих в России была запрещена. Манул занесён в международную и российскую Красные книги.
- Были организованы учёты численности манула в Забайкальском крае, в том числе на модельной площадке, находящейся на территории охранной зоны заповедника. Оказалось, что в 2011 году в Забайкальском крае обитает не менее 10-13 тысяч особей, что свидетельствует о частичном восстановлении популяции, - говорится в сообщении.
Опознать манула, который по размерам похож на домашнюю кошку, можно по более плотному, массивному телу на коротких толстых лапах и очень густой шерсти.
Основными методами мониторинга, как пояснила специалист по связям с общественностью проекта ПРООН Наталья Судец, были визуальные и зимние полевые учёты.
- Для визуального определения каждое животное помечают яркими ушными метками, которые видны издалека. Однако такой способ не подходит для больших территорий. Зимние маршрутные учёты позволяют с большей точностью определить места обитания зверя и плотность их распределения на местности, - отметила Наталья Судеец.
Она также добавила, что манулы используют брошенную на полях сельхозтехнику в качестве укрытия и нередко устраивают свои гнёзда прямо внутри комбайнов.
В дальнейшем учёные планируют проводить учёты этих мелких хищников каждые три-пять лет, следующий учёт планируется провести в Забайкалье в 2014-2015 годах.
Манул населяет степные и полупустынные пространства Азии: от южного Закавказья и Ирана на западе до южных отрогов большого Хингана на востоке, от гор южной Сибири на севере до северной Индии на юге. В России манул обитает в горных степях юго-восточного Алтая, Тувы, Бурятии и Забайкалья.
Учёты краснокнижных кошачьих в степях проводились в рамках проекта «Совершенствование системы и механизмов управления особо охраняемых природных территорий в степном биоме России», который осуществляется ПРООН, финансируется из средств глобального экологического фонда и бюджета РФ, а также при поддержке минприроды России, сообщает РИА «Новости».