Сети для ловли рыбы, обувь и вожжи бурятские мастера изготавливали из конского и сарлычьего волоса. Шероховатая фактура материала, рождающая игру света и тени, и естественные краски подсказали художникам, что волос можно использовать и для создания во настенных ковров. Бурятский гобелен делается исключительно вручную. Чтобы выткать одно такое изделие уходит не менее полугода.
- Конский волос даёт прекрасную фактуру, которая позволяет проследить за рисунком, представить живописную, красивую поверхность, – рассказывает искусствовед Лариса Тимкова. – Эти уникальные предметы могут храниться очень долго, потому что они не боятся даже моли. Старый, традиционный для бурятов вид искусства.
«Дорога учит ценить здоровье, а чужбина – соплеменников». Эту старинную поговорку художник Евгений Болсобоев часто вспоминал, уехав учиться из родной Бурятии на Дальний Восток. Вернувшись на родину, он задумал так называемую «шаманскую» серию. Лейтмотив многих его произведений – звенящий бубен. Как символ беззащитности древней бурятской культуры перед натиском глобализации.
- Стоит вопрос о сохранении тех уникальных культур, которые являются той воздушной подушкой, – говорит куратор выставки Владимир Чирков. – Которыми подпитываются глобальные культуры.
Стремясь сохранить аутентичные национальные мотивы, бурятские мастера от творческих поисков всё же не отказываются. К примеру, Олег Козлов первым в Бурятии освоил энкаустику. Эта техника позволяет получить особенно насыщенный и стойкий цвет при смешивании красок с воском.
Также на выставке представлен цикл офортов «Путешествие в Шамбалу» Александра Ишигенова. О мифической стране в Тибете, невидимой человеческому глазу и открытой лишь для чистых помыслов, художник рассказывает в технике акватинты, сообщает телеканал «Культура».