Эвенкийская община «Орон» занимается разведением оленей. Располагается она в Северобайкальском районе, в посёлке Холодный, который находится в 20-ти километрах на северо-восток от Нижнеангарска, на берегу одноимённой реки.
Весной 2011 года ОВД Северобайкальского района аннулировал у общины разрешения на хранение огнестрельного оружия и изъял сразу пять стволов, в том числе винтовки и ружья «Сайга», «ТОЗ», «Иж» и «Лось». Спустя несколько месяцев эвенки доказали неправомерность действий сотрудников тогда еще милиции. Кассационным определением Верховного суда Республики Бурятия от 22-го июня 2011 года решение об изъятии оружия признано незаконным, оружие оленеводам вернули.
Пока эвенки защищали оружие в судах, олени были без должной огнестрельной охраны. Представители северного народа объясняли: «Изъятое оружие применялось общиной для защиты оленей от нападения зверей — волков и медведей». В результате отсутствия средств защиты хищники стали невозбранно нападать на стадо оленей — единственный крупный материальный актив в их хозяйстве.
К концу июня 2011 года «Орон» потеряла 28 голов взрослых оленей. Как писали в официальных бумагах оленеводы, «падёж оленей явился следствием невозможности их защиты от нападения хищных зверей, по причине незаконного изъятия предназначенного для этого оружия». Между тем, как указывалось на суде, стоимость оленематки северного оленя в районе составляет 20 тысяч рублей.
Посчитав, что ущерб в хозяйстве произошёл от причинения имущественного вреда от действий милиции, «Орон» подал иск в Арбитражный суд Бурятии о возмещении в 560 тысяч рублей. По мнению оленеводов, ответчиками солидарно должны выступить МВД России и Бурятии.
После того как Верховный суд Бурятии признал изъятие оружия милицией незаконным, у эвенков были надежды на возмещение ущерба. Между тем, представители МВД Бурятии на суде объяснили: аннулировали они разрешение у физического лица — Алексея Ганюгина. И прямой причинно-следственной связи между личным оружием у гражданина и убытками, причинёнными «Орону», нет. Значит, нет и вины МВД в гибели оленей.
Несмотря на то, что гражданин Ганюгин является председателем правления «Орона» и оружие действительно использовалось общиной для защиты своих оленей, арбитражный суд принял сторону милиции. Связи между изъятием оружия и гибелью 28-ми оленей он не увидел и отказал «Орону» в иске, сообщает «Номер один».