К-1 — боевой вид спорта, который объединяет техники различных боевых искусств: тайского бокса, каратэ, тхэквондо, саньда, кикбоксинга, традиционного бокса и других боевых искусств, чтобы определить единственного лучшего бойца в мире. Сегодня К-1 — это одно из наиболее популярных спортивных состязаний с миллионами поклонников по всему миру.
В региональных турнирах отбираются лучшие бойцы, которые потом сражаются в ежегодном турнире K-1 World Grand Prix (мировой Гран-при).
В Бурятии официальные рейтинговые бои версии K-1 проходят c 2010 года. За это время на бурятском ринге успели выступить титулованные бойцы со всей Сибири, такие как чемпион Забайкальского края по кикбоксингу и рукопашному бою Рустам Карашашев из Читы, чемпион России по боям без правил по версии К-1, по версии «Прайд», чемпион России по тайскому боксу Антон Бабушкин «Белый барс» из Иркутска, многократный победитель российских турниров по тайскому боксу Казбек Кабулов из Омска, многократный призер чемпионатов России по ушу-саньда Владимир Иоселиани из Саянска и многие другие.
Будущий турнир «Сборная России против сборной Азии» обещает собрать известных бойцов из Монголии, Таиланда, Китая, Казахстана и т.д.
О новом спортивном бренде республики мы поговорили с организатором боев без правил по версии К-1 среди профессионалов, руководителем «Бойцовского клуба» Бурятии Дмитрием Фёдоровым.
— Дмитрий, почему вы решили организовать К-1 в Бурятии? Говорят, что в профессиональных боях крутятся большие деньги и на этом можно неплохо заработать.
— Да, во всём мире и в России это зрелищный и очень доходный бизнес. Профессиональный спорт, в отличие от любительского, — это больше шоу, это целая индустрия со звёздами, телетрансляциями, рекламой и, конечно, большими деньгами. В Японии, например, где К-1 очень развит, 31-го декабря вместо того, чтобы справлять Новый год, люди смотрят «Динамит» — соревнования звёзд двух версий боёв без правил.
В России, конечно, всё немного иначе, а тем более в Бурятии. Интерес со стороны зрителя есть, но нам немного не хватает понимания со стороны спонсоров. Местный бизнес ещё не привык к такому сотрудничеству, мы вкладываем собственные деньги и порой вылетаем в «жёсткий минус», потому что стараемся ни на чём не экономить и соответствовать всем стандартам, чтобы не ударить в грязь лицом перед гостями из других регионов. О доходах мирового уровня, да даже российского, мы пока не думаем. Главное сейчас - повысить популярность К-1 у нас и узнаваемость республики на фоне других регионов, где проводятся такие соревнования.
— Что значит соответствовать всем стандартам?
— В профессиональном спорте спортсмены не выступают бесплатно. «Ценник» бойца только за выход, независимо от исхода боя, зависит от его рейтинга. Чем парень титулованнее и сильнее, тем дороже стоит его привезти. Цифры начинаются от полутора тысяч долларов и выше. Мы, как организаторы, стараемся приглашать лучших, не опасаясь, что они побьют бурятских бойцов. Можно, конечно, привезти «мешков» для местных ребят, они с радостью их отлупят, а дальше-то что? Где зрелищность? Где накал страстей? Люди за это платить не будут. Плюс ко всему мы оплачиваем проезд, питание, проживание, делаем экскурсии для ребят и их тренеров. Это тоже немалые деньги.
Ну и вообще, профессиональный спорт, как и любое шоу, требует соответствующего антуража. В 2010 году первый турнир мы провели в старом добром КСК. Акустика там нулевая, вентиляция летом вообще не работает, нормального света нет, есть и пить нельзя, короче, шоу не получается. Пришлось искать другие, более подходящие помещения. Второй чемпионат проходил в клубах «Сенатор» и «Энерджи».
— Титулы приезжих бойцов впечатляют, насколько я помню, первый турнир назывался «Сборная Сибири против сборной Бурятии», кто победил-то в итоге?
— Победила Сибирь. Не скажу, что наши ребята, выходившие на ринг, были слабаками. Бато Бадархаев, например, призёр всероссийского турнира по универсальному бою, достойно противостоял чемпиону России по К-1 Антону Бабушкину. Есть у нас бойцы, хорошие ребята, «духовитые». Только поиск пары становится целой проблемой, хотя, в Бурятии есть спортсмены, достигшие высоких результатов в любительском спорте, многократные чемпионы мира, Европы, России. Но они не хотят выходить, мы предлагали хорошие деньги, хорошие даже по меркам России, — всё без толку.
— Может, это страх спортсмена быть травмированным? Всё-таки им еще выступать, а у вас бои без правил.
— «Без правил» — это просто такое название, которое подразумевает использование смешанных стилей. На самом деле в официальной версии К-1 существуют жёсткие правила, недопустимо неспортивное поведение, нельзя бить локтями, пальцами в глаза, в пах и т.д. Это не какие-то подпольные полукриминальные бои, мы работаем по официальной лицензии, и судьи у нас очень опытные. Например, Василий Гармаев, судья международной категории, один из лучших рефери в России.
Несмотря на то, что некоторые титулованные спортсмены не желают выступать в К-1, честь Бурятии успешно защищают такие бойцы, как: чемпион Бурятии по ушу-саньда Иван Яньков, призёр российского первенства по таеквон-до ITF Максим Гаськов, призёр чемпионатов России по боксу Иван Козырев, победитель всероссийского турнира класса «А» по боксу Владимир Ломакин, чемпион Бурятии по армрестлингу Сергей Пахомов, призёр чемпионата СФО среди вооружённых сил по армейскому рукопашному бою Вячеслав Каменев и др.
— Что нас ожидает на битве «Сборная России против сборной Азии»?
— В декабре мы хотим собрать лучших бойцов из России, Бурятии, Монголии, Таиланда, Китая, Японии, Казахстана, чемпионов и призёров России, Европы, Азии, мира и Всемирных игр. Учтём все свои прошлые организационные ошибки, и, поверьте, такого в Улан-Удэ ещё не было. Если всё получится, как мы запланировали, Бурятия на тот момент будет в центре внимания всех, кто хоть как-то связан с профессиональным боевым спортом России, сообщает «Номер один».