Ограблению археологических памятников способствует свободная продажа металлоискателей.
- Необходимы жёсткие, решительные и незамедлительные меры, иначе будет поздно, - бьют тревогу учёные.
На сайте www.amatororg.ru активно собираются подписи учёных со всей России, где уже отметились более 10-ти тысяч человек. Инициаторы письма - общественное движение в защиту археологического наследия «АМАТОР» - идею обращения к властям называют последней каплей после многочисленных попыток достучаться до президента или премьер-министра РФ.
Восемь лет назад в Улан-Удэ существовал антикварный магазин, где продавались старинные вещи разных времен: танского периода, средневековые, китайские и монгольские. Судя по всему, это находки местных незаконных копателей.
По словам археологов, проблема «чёрных копателей» в Бурятии пока не стоит так остро, как в Хакасии, Уральском регионе, Южной и Западной России, однако тревожная тенденция налицо, говорит Василий Ташак, археолог, научный сотрудник отдела истории и культуры Центральной Азии ИМБиТ СО РАН.
Например, два года назад археологами была обнаружена кем-то вскрытая могила бронзового века в Хоринском районе по долине реки Она. Этот объект был известен археологам ещё с 70-х годов прошлого века.
- Эпидемия «чёрных копателей» возникла не просто так, - объясняет Николай Именохоев, исследователь древних культур. - Люди всегда искали конкретные вещи. В 60-70-е годы коллекционеры собирали русские иконы. В Бурятию приезжали москвичи, ленинградцы, люди с Запада в поисках старообрядческих икон. Ими были разграблены практически все часовни и старые кладбища.
Иконный бум прошёл и сменился спросом на старые царские ордена и медали. Если есть спрос, бывает и предложение. Люди перепрофилировались на старые кладбища, особенно много было разграблено могил в Новоселенгинске.
- Прошёл этот период - сегодня люди стали кладоискателями, - рассказывает Николай Именохоев. - Два года назад, вспоминают археологи, люди начали копать могилы военнопленных времён гражданской войны на Дивизионке. А началось всё с того, что одна женщина нашла в земле золотой крестик. В результате весь поселок станции Дивизионная ринулся с лопатами и вилами копать могилы австрийских, немецких, и американских военнопленных. Перекопали всё.
За всю историю раскопок в Бурятии всего две могилы бронзового века из семисот были не разграбленными. Всё расхищено ещё до нашей эры – люди добирались до могил глубиной от трёх до 19-ти метров!. Глубина захоронений определялась рангом умершего человека.
Сегодня археологи перестали публиковать в своих трудах и книгах точное местонахождение памятников, поскольку это прекрасный путеводитель для копателей.
- Указывается только приблизительное место, - говорит Василий Ташак. – Вообще вопрос охраны памятников двойственный. Если раньше было требование отмечать археологические объекты на месте табличкой «Охраняется государством», то сейчас это прямое приглашение для «чёрных копателей». Понятно, что часового к каждому объекту не поставишь, а бороться с людьми, для которых закон - нажива, трудно во все времена.
В Иркутской области существует уже целый нелегальный союз кладоискателей. Именно там можно найти в свободной продаже металлоискатели. Они даже организовывают совместные экспедиции, например, года два назад одна из них состоялась в Монголии, вспоминают археологи.
У нас же встречаются частные случаи. Часто люди приносят археологам свои находки, найденные с помощью металлоискателей. Многие думают, что приносят пользу науке, не подозревая, какой огромный урон они наносят истории.
- Для археологии в первую очередь важно, как и на какой глубине лежит в земле предмет, какой у него контекст, – объясняет Василий Ташак. -
При обычном вскапывании научная информация теряется навсегда. Находит, например, человек наконечник стрелы и радостный несёт свою находку продавать. Вырывая предмет с помощью металлоискателя из земли, он лишает его глубокого контекста, ценность его падает до копеек. Этот наконечник мог бы привести к более значимым открытиям. Вполне возможно, что он торчал в чьём-либо черепе или указал бы на древний культовый объект, к примеру, трёхтысячелетней давности, но учёные не узнают этого уже никогда.
По словам археологов, для того, чтобы детально изучить один объект, нужны годы. В этом году, например, завершилась археологическая раскопка небольшого объекта, которая была начата ещё в 2004 году. В общей сложности, не вылезая оттуда, археологи потратили на него ровно год.
В письме археологи обозначили главную проблему в свободной бесконтрольной продаже археологических ценностей и металлоискателей. Никто этого не контролирует. Появляются перекупщики, продающие эти вещи в частные коллекции.
- Пока ещё можно хоть что-то спасти, сделайте это, – умоляют власть археологи России, сообщает «Информ Полис».