25-го октября исполнилось ровно два месяца, с того дня как в Улан-Удэ прибыл приглашённый на должность нового художественного руководителя Государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова Азат Максутов
Азат Максутов – молодой дирижёр, окончивший Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского в Екатеринбурге. После аспирантуры при Уральской консерватории, Азат в качестве стипендиата фонда Немецкой службы академического обмена (DAAD) уехал стажироваться в Высшую школу музыки имени Листа в городе Веймар. Затем три года учился в аспирантуре в этой же Высшей школе. После учёбы его пригласили работать ассистентом дирижёра в Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, а затем - дирижёром в Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки, где он проработал полтора сезона.
В июле 2011 года министерство культуры Бурятии предложило ему стать новым художественным руководителем театра оперы и балета.
- Когда вы пришли в театр, в каком он был, на ваш взгляд, состоянии?
Театр я принял в неудовлетворительном состоянии, в критическом. На тот момент, когда я давал свои первые интервью, я не был знаком с ситуацией, насколько серьёзно обстоят дела, насколько всё проблематично. Когда меня знакомили с театром, мне показывали парадную сторону - красивое новое здание, озвучили факт поддержки театра министерством культуры, то, что есть контракт с успешным канадским хореографом Петером Куансом.
Когда я начал работать, то понял, что у нас нет ни одного цеха в театре, где было бы всё в порядке. Если судить глобально, у большинства людей, которые работают в театре, есть твёрдая уверенность в правильности своих суждений и действий. Но на практике видно обратное - они уже давно забыли то, как должен функционировать театр.
Для примера я могу сказать: у нас, как выяснилось, организацией выездных концертов, мероприятий и спектаклей, занимались распространители билетов - ни дирекция, ни заместитель директора, ни я, как художественный руководитель не знали этого абсурдного факта. Вызываю труппу солистов, а мне говорят, что они на гастролях, у них выездной концерт. И этим занимаются распространители билетов.
Человек из оперно-режиссёрского управления, который должен выполнять поручения дирижёра и режиссёра, берёт на себя функции руководителя и принимает самостоятельные решения, делая совершенно всё наоборот и при этом, не признавая своих ошибок. Хотя в целом люди в театре мне нравятся своей неподдельностью и искренностью, даже если они при этом заблуждаются и ошибаются.
- Что вы знаете о предыдущем художественном руководителе, Антоне Лубченко? По-вашему, как он повлиял на развитие театра?
- С Антоном Лубченко я не был знаком, один раз встречал его на гастролях в Москве и знаю, что он талантливый композитор. Но то, что он заявляет о себе как о дирижёре, это звучит довольно сомнительно. Насколько мне известно, у него нет специального дирижёрского образования.
Для недовольства работой Лубченко были все основания. Он создал такую репутацию театру, что для меня сейчас является проблемой приглашать сюда хороших специалистов. Я практически каждый день обзваниваю певцов, музыкантов, художников и режиссёров. Профессионалы, которых я уважаю и с кем хотел бы эффективно работать вместе, получая информацию в интернете о нашем театре, говорят: «Ой, извините, нам и здесь хорошо!». Поэтому я не могу окончательно сформировать оркестр, полностью набрать хорошую команду профессионалов, которые необходимы на сегодняшний день театру.
Люди сначала соглашаются работать в академическом театре оперы и балета – это понятно, это престиж. Среди музыкальных театров он имеет самый высокий статус. Опера – это самый сложный синтетический театральный жанр, где слиты воедино музыка, пение, слово, пластика, хореография, драма, художественное оформление.
Репутация театра, заработанная в прошлом сезоне, для меня является непростой ношей. Но в настоящий момент ситуация выправляется, у нас хорошо прошло открытие театрального сезона спектаклем «Кармен». Также успешно прошли выступления балета и солистов оперы в Москве в рамках дней Бурятии в столице. Балет «Лебединое озеро» впервые за три года исполнялся не под фонограмму, а под оркестр.
- В театре оперы и балета существует проблема низкой заработной платы, будете ли вы принимать меры по её повышению?
- В повышении заработной платы заинтересованы не только сотрудники театра, но и руководство. С первого ноября мы планируем изменение системы, по которой рассчитывается заработная плата. Я обещаю, она будет распределяться по принципу справедливости. Те, кто работают и приносят в театр доход, привлекают в театр зрителей, должны получать больше.
Сегодня по распределению заработной платы в театре существуют проблемы. У нас незаслуженно хорошо зарабатывает оркестр, они настолько не играют, и есть ведущие солисты оперы и балета, которые получают восемь-десять тысяч в месяц – это несправедливая ситуация и она меня не устраивает. Также мы планируем переходить в режим автономного учреждения, нам это необходимо.
- А вы не опасаетесь, что театр может не выжить на самоокупаемости?
- По моим убеждениям, практика, когда государство полностью поддерживает культурные учреждения, с одной стороны облегчает работу театра, а с другой стороны – такая система порочна, потому что у театров должна быть конкуренция, борьба за зрителя. Конкуренция и финансовая заинтересованность идут рука об руку: хотите хорошую зарплату - ставьте лучше спектакли. Если деньги будут вложены в правильное дело, если все службы, которые отвечают за конечный продукт, будут работать слаженно и эффективно, то тогда будет успех.
Когда государство дотирует, содержит любое учреждение культуры, зачастую теряются стимулы работать на полную катушку - зарплата и так будет выплачена, ну и что, что провалили спектакль! А если это будет бить по кошельку, будет ответственность за свою работу. Дотации уничтожили конкуренцию, когда только лучшие из лучших могли бы работать в театре. Нам нужно создавать хороший продукт, который будет востребован публикой. Ведь основная задача театра состоит в том, чтобы удовлетворять культурную потребность граждан.
На сегодняшний момент с полной поддержкой государства наш театр оказался на грани кризиса.
- Чем сегодня занимается художественный руководитель театра и его главный дирижёр?
Я приехал в Улан-Удэ 25-го августа, был утверждён пятого сентября, - с тех пор работаю без выходных с утра до вечера. Провожу репетиции с оркестром, солистами оперы, хором, когда в программе заявлены балетные спектакли, также работаю с балетом. В работу входит обсуждение с режиссёрами, балетмейстерами концепции развития театра, что мы имеем сегодня, и к чему будем двигаться завтра, составление репертуара на месяцы вперёд, контроль за состоянием творческих цехов.
Состав солистов оперы требует обновления, омоложения труппы, в балете нужен хороший балетмейстер, идейный лидер. Сейчас есть одна кандидатура, он иностранец, но пусть пока сохранится интрига, по поводу кто это.
- Для вас работа в бурятском академическом театре - трамплин для карьеры или что-то иное?
Те профессиональные знания, которые я получил в Германии, к сожалению, не находят полной реализации. Я и в Челябинске не использовал весь свой потенциал, здесь же проблем гораздо больше. Поэтому планируемый проект Вагнера «Летучий голландец», для меня, как музыканта и дирижёра, это интересно, ведь я этому учился, я знаю эту специфику.
А занимаясь административной работой, объясняя зачастую наипростейшие вещи, я отнимаю у себя много времени и сил, которые могли быть использованы на творчество. Но, в тоже время я благодарен министерству культуры, дирекции театра, что выбрали именно мою кандидатуру, я здесь получаю огромнейший опыт как руководитель. Я надеюсь, что под моим руководством театр достигнет высокого качественного уровня. Я был бы счастлив, если моё имя будет связано с «ренессансом» театра.
- Какие новые постановки в этом году ждут зрителей?
Мы ставим «Щелкунчика», приглашённый из Германии художник Катя Триоль работает над декорациями и костюмами для спектакля. Также к новому году планируем поставить вечер - концерт оперетты. Над названием пока думаем. Это будут шлягеры из классической европейской оперетты, объединённые одной концепцией. Режиссёр-постановщик - Елена Артюхина из Санкт-Петербурга. 30-го октября можно будет увидеть её работу - возобновлённый спектакль «Травиата».
В следующем году в середине октября зрителей ждёт постановка немецкого режиссёра Ханса-Йоахима Фрайя - романтическая опера Рихарда Вагнера «Летучий голландец».
- Спасибо, всего доброго и успехов вам!
- Вам спасибо!
Азат Максутов – молодой дирижёр, окончивший Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского в Екатеринбурге. После аспирантуры при Уральской консерватории, Азат в качестве стипендиата фонда Немецкой службы академического обмена (DAAD) уехал стажироваться в Высшую школу музыки имени Листа в городе Веймар. Затем три года учился в аспирантуре в этой же Высшей школе. После учёбы его пригласили работать ассистентом дирижёра в Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, а затем - дирижёром в Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки, где он проработал полтора сезона.
В июле 2011 года министерство культуры Бурятии предложило ему стать новым художественным руководителем театра оперы и балета.
- Когда вы пришли в театр, в каком он был, на ваш взгляд, состоянии?
Театр я принял в неудовлетворительном состоянии, в критическом. На тот момент, когда я давал свои первые интервью, я не был знаком с ситуацией, насколько серьёзно обстоят дела, насколько всё проблематично. Когда меня знакомили с театром, мне показывали парадную сторону - красивое новое здание, озвучили факт поддержки театра министерством культуры, то, что есть контракт с успешным канадским хореографом Петером Куансом.
Когда я начал работать, то понял, что у нас нет ни одного цеха в театре, где было бы всё в порядке. Если судить глобально, у большинства людей, которые работают в театре, есть твёрдая уверенность в правильности своих суждений и действий. Но на практике видно обратное - они уже давно забыли то, как должен функционировать театр.
Для примера я могу сказать: у нас, как выяснилось, организацией выездных концертов, мероприятий и спектаклей, занимались распространители билетов - ни дирекция, ни заместитель директора, ни я, как художественный руководитель не знали этого абсурдного факта. Вызываю труппу солистов, а мне говорят, что они на гастролях, у них выездной концерт. И этим занимаются распространители билетов.
Человек из оперно-режиссёрского управления, который должен выполнять поручения дирижёра и режиссёра, берёт на себя функции руководителя и принимает самостоятельные решения, делая совершенно всё наоборот и при этом, не признавая своих ошибок. Хотя в целом люди в театре мне нравятся своей неподдельностью и искренностью, даже если они при этом заблуждаются и ошибаются.
- Что вы знаете о предыдущем художественном руководителе, Антоне Лубченко? По-вашему, как он повлиял на развитие театра?
- С Антоном Лубченко я не был знаком, один раз встречал его на гастролях в Москве и знаю, что он талантливый композитор. Но то, что он заявляет о себе как о дирижёре, это звучит довольно сомнительно. Насколько мне известно, у него нет специального дирижёрского образования.
Для недовольства работой Лубченко были все основания. Он создал такую репутацию театру, что для меня сейчас является проблемой приглашать сюда хороших специалистов. Я практически каждый день обзваниваю певцов, музыкантов, художников и режиссёров. Профессионалы, которых я уважаю и с кем хотел бы эффективно работать вместе, получая информацию в интернете о нашем театре, говорят: «Ой, извините, нам и здесь хорошо!». Поэтому я не могу окончательно сформировать оркестр, полностью набрать хорошую команду профессионалов, которые необходимы на сегодняшний день театру.
Люди сначала соглашаются работать в академическом театре оперы и балета – это понятно, это престиж. Среди музыкальных театров он имеет самый высокий статус. Опера – это самый сложный синтетический театральный жанр, где слиты воедино музыка, пение, слово, пластика, хореография, драма, художественное оформление.
Репутация театра, заработанная в прошлом сезоне, для меня является непростой ношей. Но в настоящий момент ситуация выправляется, у нас хорошо прошло открытие театрального сезона спектаклем «Кармен». Также успешно прошли выступления балета и солистов оперы в Москве в рамках дней Бурятии в столице. Балет «Лебединое озеро» впервые за три года исполнялся не под фонограмму, а под оркестр.
- В театре оперы и балета существует проблема низкой заработной платы, будете ли вы принимать меры по её повышению?
- В повышении заработной платы заинтересованы не только сотрудники театра, но и руководство. С первого ноября мы планируем изменение системы, по которой рассчитывается заработная плата. Я обещаю, она будет распределяться по принципу справедливости. Те, кто работают и приносят в театр доход, привлекают в театр зрителей, должны получать больше.
Сегодня по распределению заработной платы в театре существуют проблемы. У нас незаслуженно хорошо зарабатывает оркестр, они настолько не играют, и есть ведущие солисты оперы и балета, которые получают восемь-десять тысяч в месяц – это несправедливая ситуация и она меня не устраивает. Также мы планируем переходить в режим автономного учреждения, нам это необходимо.
- А вы не опасаетесь, что театр может не выжить на самоокупаемости?
- По моим убеждениям, практика, когда государство полностью поддерживает культурные учреждения, с одной стороны облегчает работу театра, а с другой стороны – такая система порочна, потому что у театров должна быть конкуренция, борьба за зрителя. Конкуренция и финансовая заинтересованность идут рука об руку: хотите хорошую зарплату - ставьте лучше спектакли. Если деньги будут вложены в правильное дело, если все службы, которые отвечают за конечный продукт, будут работать слаженно и эффективно, то тогда будет успех.
Когда государство дотирует, содержит любое учреждение культуры, зачастую теряются стимулы работать на полную катушку - зарплата и так будет выплачена, ну и что, что провалили спектакль! А если это будет бить по кошельку, будет ответственность за свою работу. Дотации уничтожили конкуренцию, когда только лучшие из лучших могли бы работать в театре. Нам нужно создавать хороший продукт, который будет востребован публикой. Ведь основная задача театра состоит в том, чтобы удовлетворять культурную потребность граждан.
На сегодняшний момент с полной поддержкой государства наш театр оказался на грани кризиса.
- Чем сегодня занимается художественный руководитель театра и его главный дирижёр?
Я приехал в Улан-Удэ 25-го августа, был утверждён пятого сентября, - с тех пор работаю без выходных с утра до вечера. Провожу репетиции с оркестром, солистами оперы, хором, когда в программе заявлены балетные спектакли, также работаю с балетом. В работу входит обсуждение с режиссёрами, балетмейстерами концепции развития театра, что мы имеем сегодня, и к чему будем двигаться завтра, составление репертуара на месяцы вперёд, контроль за состоянием творческих цехов.
Состав солистов оперы требует обновления, омоложения труппы, в балете нужен хороший балетмейстер, идейный лидер. Сейчас есть одна кандидатура, он иностранец, но пусть пока сохранится интрига, по поводу кто это.
- Для вас работа в бурятском академическом театре - трамплин для карьеры или что-то иное?
Те профессиональные знания, которые я получил в Германии, к сожалению, не находят полной реализации. Я и в Челябинске не использовал весь свой потенциал, здесь же проблем гораздо больше. Поэтому планируемый проект Вагнера «Летучий голландец», для меня, как музыканта и дирижёра, это интересно, ведь я этому учился, я знаю эту специфику.
А занимаясь административной работой, объясняя зачастую наипростейшие вещи, я отнимаю у себя много времени и сил, которые могли быть использованы на творчество. Но, в тоже время я благодарен министерству культуры, дирекции театра, что выбрали именно мою кандидатуру, я здесь получаю огромнейший опыт как руководитель. Я надеюсь, что под моим руководством театр достигнет высокого качественного уровня. Я был бы счастлив, если моё имя будет связано с «ренессансом» театра.
- Какие новые постановки в этом году ждут зрителей?
Мы ставим «Щелкунчика», приглашённый из Германии художник Катя Триоль работает над декорациями и костюмами для спектакля. Также к новому году планируем поставить вечер - концерт оперетты. Над названием пока думаем. Это будут шлягеры из классической европейской оперетты, объединённые одной концепцией. Режиссёр-постановщик - Елена Артюхина из Санкт-Петербурга. 30-го октября можно будет увидеть её работу - возобновлённый спектакль «Травиата».
В следующем году в середине октября зрителей ждёт постановка немецкого режиссёра Ханса-Йоахима Фрайя - романтическая опера Рихарда Вагнера «Летучий голландец».
- Спасибо, всего доброго и успехов вам!
- Вам спасибо!