С такими инспекторскими проверками он побывал уже в 69-ти регионах страны, за Уралом не посещёнными оставались Бурятия и Забайкальский край.
- Основная проблема, которая есть не только у вас, но и по всей стране, - это недопустимо большое число детей-сирот, - заявил он после завершения встречи. - А самый тяжёлый вопрос, который мы обсуждали с руководителем республики – это уровень насилия в республике и в семьях. К сожалению, число неблагополучных детей у вас в республике – одно из самых высоких.
По его данным, республика занимает первое место в России по числу ЧП с детьми. Также уполномоченный по правам ребёнка поставил под сомнение статистику по числу преступлений против детей. Как пояснил Павел Астахов, необходимо сделать поправку на плохое выявление подобных происшествий.
Он отметил, что определённая работа в Бурятии в этом направлении ведётся. Бурятия вошла в те 15-16 регионов, где создано отдельное ведомство по защите семьи и детей. Это помогает решать проблему межведомственного взаимодействия.
Напомним, в республике действует программа при поддержке федерального фонда «Тоонто нютаг: традиция жива». Программа предлагает внедрение комплексных системных изменений в области профилактики семейного неблагополучия и организации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной приоритет работы - сохранить ребёнка в родной семье. В рамках программы введён институт семейных кураторов, которые работают с закреплёнными за ними семьями вплоть до решения проблем и снятия семьи с учёта. К 2012 году службы семейных кураторов должны будут появиться во всех районах Бурятии.
Однако, как посчитал Павел Астахов, работа в регионе ведётся недостаточно системно. В частности, хотя прокуратура выявляет нарушения в работе детских учреждений, многие сотрудники не знают об этом.
- Это показатель отсутствия системности в работе, - подчеркнул он.
Также уполномоченный по правам ребёнка указал президенту республики на недостаточную статистику, поданную ему местными специалистами, в которой попросту отсутствует ряд данных по детям, вместо них стоят прочерки. В то же время, сообщил он, эта статистка помогает сделать более тонкий анализ ситуации. И именно на этой основе в настоящее время создаётся единый российский банк данных.
- Если есть такая база, тогда понятно, с кем как работали и с кем ещё нужно работать, - заявил он.
В Бурятии такая единая база существует, но, по мнению уполномоченного, ведётся она нерегулярно.
Также в числе недостатков он назвал «очень плохую систему опеки», которая некачественно работает во многих муниципальных районах. Была отмечена большая очередь на жильё для детей-сирот. В настоящее время в ней числится около 1500 человек, в то время как в год выдаётся около 200 квартир. Также районам указали на недостаточное число социальных гостиниц.
Павел Астахов предложил Бурятии ввести общественных помощников при уполномоченном по правам ребёнка, а также создать муниципальные советы в местных администрациях.
- Формы очень просты, в разных местах они по-разному называются, но цель у них одна – знать о своих соседях всё, чем им можно помочь, в чём они нуждаются, и делать всё, что необходимо, - отметил он.
Также он поддержал идею внедрения в Бурятии военизированного образования в виде, например, кадетских корпусов.
- Самые трудные становятся самыми дисциплинированными. Это доказано, - отметил визитёр.
Сегодня инспекторские визиты Павла Астахова по детским учреждениям продолжатся. Собирается он и ознакомиться и с некоторыми конкретными обращениями. Завтра состоится совещание, где будут обсуждаться итоги поездки. Как следует из слов уполномоченного, некоторым чиновникам придется «держать ответ» за сложившуюся ситуацию.
В целом, заявил Павел Астахов, по России около 130-ти человек, включая двух вице-губернаторов, поплатились своими должностями вследствие выявленных в ходе визитов нарушений.
- Надо приехать и носом ткнуть, чтобы увидели, что всё плохо, - заключил он. - Если вы с нами, будем работать. Не можете – научим, не хотите – заставим, а если ни то, ни другое – ну что делать, накажем и уволим.