Сотрудники Ярославского зоопарка даже обратились к специалистам за помощью в лечении ослепших и потерявших аппетит животных. Официально в зоопарке заявляют, что нерпы здоровы, а в сочинском «Аквариуме» утверждают, что их нерпы уехали.
В распоряжении «Новых известий» оказалась переписка сотрудников Ярославского зоопарка со специалистами по морским млекопитающим. Основанный в 2009 году Ярославский зоопарк сделал ставку на экзотических животных. Туда уже закупили страусов и гепардов, планируют также привезти слонов и уссурийских тигров. В 2010 году в зоопарке появились семь байкальских тюленей (нерп). Эти красивые животные – эндемики, они обитают только в озере Байкал. Помимо Ярославля нерпы представлены ещё в иркутском «Нерпинарии» (12 нерп), в сочинском «Аквариуме» (три нерпы) и в японском аквамузее Йокогамы (шесть нерп).
Привыкших жить в чистейшей холодной байкальской воде (три-четыре градуса) полугодовалых детёнышей поместили в местный пруд, который летом прогревался до 21-го градуса. Привычным рационом – омулем, бычком, голомянкой – нерп обеспечить не смогли.
Первые проблемы со здоровьем байкальских питомцев были отмечены осенью 2010 года Ольгой Солоновой, которая на тот момент заведовала в Ярославском зоопарке сектором ластоногих: «У одной нерпы какая-то проблема с глоткой. Не открывается рот».
«Последние три дня резко, очень резко ухудшилось самочувствие и настроение. Он явно испытывает боль».
Как лечить подопечных, Ольга не знала. Новый заведующий сектором ластоногих Андрей Вязовой сообщает, что «в прошлом году произошёл большой падёж животных (нерп), так как до меня с ними работал человек, не имеющий опыта работы с ластоногими». Зиму 2010/11 не пережили четыре из семи купленных тюленей. Тогда в зоопарке не поняли, в чём была причина этих смертей.
- Если бы мы знали, от чего погибли животные, было бы намного легче, – пишет Андрей Вязовой. – Большинство вскрытий результатов не дали, одно установило гепатоз печени с последующим перерождением клеток мозга.
Далее заведующий ластоногими признаёт, что нерпы содержатся в плохих условиях: «Водоподготовка, как и очистка воды у нас, к сожалению, отсутствует», «Фильтры справляются с загрязнениями на двоечку», «Состояние воды в основном определяется на глаз», «В бассейны подаётся водопроводная вода (можно, наверное, отнести это к способу обеззараживания, потому как других у нас нет)», «Нерп кормим мойвой и салакой за невозможностью достать их природный корм».
Весной 2011 года руководство Ярославского зоопарка заказало иркутским охотникам выловить ещё одну партию новорожденных тюленей. Летом в Ярославль прибыли пять нерпят.
В начале октября Андрей Вязовой зафиксировал, что у новичков пропал аппетит, началась апатия. Кроме того, «в данный момент у нерпят поражения глаз и грибковые поражения»; «заболевание развивается стремительно, сначала нерпа щурит глаз, затем закрывает его, глаз начинает гноиться, а через день глаз становится цвета разбавленного водой молока». В разосланных специалистам письмах сообщалось, что «у одного животного из больного глаза при перемещении обильно пошла кровь. Думал, глаз вытек, но к счастью вроде целостность сохранил, насчет хорошего зрения не уверен…».
«Вчера (11-го октября) проводили плановый осмотр животных, у одной из нерп вся шерсть почему-то липкая... скорее всего, это нарушение жирового баланса кожи». Заведующий ластоногими также отметил у нерп развитие других заболеваний и признался, что не понимает, как их лечить, ведь он никогда «конкретно с нерпой не сталкивался».
Более того, никто в зоопарке до сих пор не знает, в каких условиях нужно содержать нерп, – об этом также сказано в письмах. Только в октябре этого года, спустя 18 месяцев после приобретения первых тюленей, Ярославский зоопарк обратился за помощью в Лимнологический институт и даже к своему конкуренту – иркутскому «Нерпинарию».
Вопросы были общими: «Не могли бы вы поделиться опытом содержания нерп? Какой у них рацион?» «Не могли бы вы что-нибудь посоветовать?» «Скажите, пожалуйста, часто ли болеют нерпы, какие заболевания у них наиболее распространены и какие способы лечения?» Зоопарку ответили, что помочь не могут. «Нерпинарий» и сам прошлой зимой потерял двух нерп, среди которых была основная дрессированная артистка.
Официально в Ярославском зоопарке рассказывают о хорошем самочувствии вывезенных из Иркутска тюленей и даже опубликовали сообщение о том, что закупили для их дрессировки несколько мячей.
- Со здоровьем у них всё в порядке. С ними работают профессионалы, так что нерпы чувствуют себя практически как на Байкале. Новых нерп закупили, потому что зоопарк намерен организовать их постоянную экспозицию, – заявил представитель Ярославского зоопарка.
Подобная история случилась и в сочинском «Аквариуме» на Новой Мацесте. Его руководители первыми среди российских зоопарков в 2009 году приобрели байкальских тюленей. Из пяти питомцев двое погибли, о чём представители «Аквариума» так и не объявили. Более того, не сумев юридически оформить содержание байкальских эндемиков, они зарегистрировали их в качестве «дальневосточных нерп» (под такой вывеской выжившие нерпята плавают и сегодня).
На вопрос о привезённых три года назад байкальских тюленях, информация о которых попала в Интернет, представители «Аквариума» ответили: «Они у нас были только проездом, временно. Сейчас у нас дальневосточные. Они очень-очень похожи на байкальских. А те у нас не задержались – дальше поехали».
На вопрос, куда именно они поехали, ответа уже не было. Примечательно, что, сочинив такую легенду, сотрудники «Аквариума» не стали менять своим питомцам имена.
Закон не обязывает зоопарки сообщать о смерти животных органам власти или общественности, говорит специалист Фонда дикой природы (WWF) Наталья Дронова. По её словам, разрешение требуется только на покупку животного и на его перевоз, а смерть питомца заинтересует представителей власти, только если будет доказано, что животное погибло в результате жестокого обращения. Нарушение же этического кодекса Всемирной ассоциации зоопарков и аквариумов (WAZA), который предписывает содержать животных в надлежащих условиях, не наказуемо, сообщают «Новые известия».