До конца октября в суды будет передано около тысячи исков в отношении транспортных компаний и ИП, которые перевозили грузы с перевесом. Как считают в управлении федеральных автодорог федерального дорожного агентства «Южный Байкал», это позволит резко снизить перегруз на транспорте, въезжающем в наш регион, и прекратить ускоренное разрушение дорожного полотна.
В народе бытует мнение, что плохие дороги у нас связаны с плохим качеством. Но мало положить качественное полотно — главное, как будет дорога эксплуатироваться. Долгое время водители российских большегрузных фур класса «Фредлайнер», следующих по территории Бурятии, грузились с превышением допустимой нагрузки на ось, что приводило к быстрому разрушению дорог и созданию колеи.
Причём, если один километр федеральных дорог стоит около десятка миллионов рублей, то разрушить её можно за год. Именно для того, чтобы обеспечить сохранность автомобильных дорог, управление федеральных автодорог федерального дорожного агентства «Южный Байкал» впервые в России разработало проект создания системы полноценного контроля за проходящим через село Сотниково автотранспортом, выявления нарушителей и предъявления судебных исков для возмещения потерь, которые наносят перегруженные фуры федеральным дорогам.
Ранее через Сотниково большегрузные фуры нередко шли по «зелёному коридору», мимо стационарного пункта весового контроля (СПВК).
Как отметил недавно руководитель управления Александр Битуев, «всего по дороге М-55 в 2010 году проследовало 254 тысячи грузовых автомобилей, а осталось вне сферы весового контроля 208 тысяч грузовых автомобилей». По его оценкам, в результате бездействия контролирующих организаций грузоперевозчики и юридические лица не были привлечены к административной ответственности на сумму свыше двухсот миллионов рублей. Общий ежегодный ущерб Бурятии по федеральным и региональным дорогам от перегруза в управлении дорог «Южный Байкал» оценивают в сумму более миллиарда рублей в год.
В Бурятии впервые в России начался эксперимент по претензионной работе с нарушителями. Ведь и во многих регионах проблема заключалась даже не в выявлении нарушителей, а в создании системы неотвратимости наказания. Фуру никто держать не будет — она уедет до адресата, а грузоперевозчику-нарушителю придёт иск на пару сотен тысяч рублей за перегруз. Это гораздо больше тех неофициальных сумм, которые выделяются, как говорят, водителям для беспрепятственного проезда по «зелёным коридорам».
Причём впервые разработана документация по определению ущерба в случае перевеса и создана юридическая служба для отстаивания государственных интересов в судах. Сами государственные службы этим не занимаются и поэтому недавно были проведены торги по определению организации, которая взяла бы на себя функцию судебного преследования нарушителей и взыскания с них в бюджет штрафов за наносимый вред нашим дорогам.
Причём в «Южном Байкале» убеждены — дело даже не в многомиллионных штрафах в бюджет, а в том, чтобы машины следовали без перегруза для сохранения наших дорог от ускоренного износа.
По словам заместителя руководителя федеральной службы по надзору в сфере транспорта по РБ Константина Кочергина, «после того, как с 15-го сентября пункт весового контроля в Сотниково перешёл на круглосуточный режим работы, через него прошло более 10-ти тысяч большегрузных автомобилей, из которых 534 показали перевес груза». По всем этим фактам скоро начнутся суды. Причём Кочергин отметил, что за это время были оштрафованы лишь четыре фуры, принадлежащие международным транспортным компаниям, сообщает «МК в Бурятии».