Еженедельник «Номер один» и телеканал «Тивиком» решили проследить судьбу одного конкретного участка — с 64-го по 89-й километр. И сразу же наткнулись на сюрреализм.
Строили три раза
Мы, наряду с другими жителями и гостями Бурятии, проехавшись летом по Баргузинскому тракту в сторону Байкала, впали в горестное недоумение от отсутствия асфальта на этом участке. Причем асфальт отсутствует второй год подряд, несмотря на праздники и великих гостей. Наслушавшись народных высказываний, выраженных в нецензурной форме об этом участке, журналисты сообща пошли во власть искать ответ на вопрос: а что здесь, собственно, происходит?
Уже ставший знаменитым своим бездорожьем участок, безусловно, подпадает под понятие «эпический ремонт». Туда, начиная с 2007 года, направлялись средства. Как оказалось, на 25 километров дороги проводилось в общей сложности три тендера на общую сумму почти в два миллиарда рублей.
Первый конкурс был проведён в середине ноября 2007 года на сумму свыше 900 миллионов рублей. Выиграла его известная своими долгами и банкротством «Корпорация «Согласие Стройинвест». Заказчик — республиканское дорожное агентство.
Второй конкурс был в июле 2009 года. Таким образом, появился следующий будущий банкрот — ОАО «Красавтодорстрой», который подрядился 25 километров асфальта положить за 661 миллион рублей. Заказчик тоже изменился: ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ».
Третий конкурс прошёл совсем недавно. На тот же участок с 64-го по 89-й километры в мае 2011 года приходит третий строитель — ООО «Агродорспецстрой». Тендер проводился с формулировкой «Завершение реконструкции объекта» при всяческом отсутствии дороги на месте строительства вообще. Цена вопроса — 367,6 миллиона. Заказчик — ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ».
Итак, почти два миллиарда разыгранных денег при отсутствии дороги. Возникли вопросы: какая часть из этих денег уже ушла к строителям, двое из которых банкроты? Какие лимиты федеральные и республиканские бюджеты выделяли для оплаты работ? И можно ли посмотреть на принятые акты приёмки работ на этом участке? Ну, и хотелось бы знать, когда асфальт там всё-таки будет? Официальное письмо с такими вопросами от журналистов ушло в адрес правительства, а конкретно в министерство транспорта Бурятии.
Все путём
Запрос, видимо, произвёл глубокое впечатление на адресатов. Первые недели попытки узнать о его судьбе наталкивались на просьбы перезвонить следующему абоненту, потом следующему и ещё раз следующему. Поговорив с несколькими отделами министерства транспорта, а также с ведомствами внутри министерства, в том числе с заказчиками, журналисты были отправлены в итоге напрямую в приёмную министра Сергея Козлова. Спустя месяц министр внезапно ответил. Письменно. В отношении двух первых подрядчиков-банкротов, которые 3,5 года пытались сделать дорогу, содержалась бесценная информация:
«В связи с неисполнением условий госконтрактов, срывом сроков графиков производства работ государственные контракты с вышеуказанными подрядными организациями в разное время были расторгнуты, при этом авансовые платежи, перечисленные в период производства работ ЗАО «Согласие Стройинвест» и ОАО «Красавтодорстрой», освоены в полном объёме».
Далее в ответе указывалось, что сейчас у нас третий подрядчик по счёту и он работает в соответствии с графиком. В общем, всё хорошо, было в ответе. Сколько денег конкретно было заплачено банкротам, не сказали, за что именно заплатили, не сказали. Но отметили, что все средства освоены. Всё чин чинарём.
Прочерки вместо цифр
Приведём факты, добытые в свободном доступе. Начнём с 2007 года. Контракт был заключён в конце ноября. В пункте 4.2 проекта контракта говорится: «Заказчик имеет право перечислить Генподрядчику аванс в размере _ процентов от годового лимита финансирования». Вот именно так, а не иначе — пропуск вместо цифры. Можно написать цифру «100», при договорённости двух сторон. Прилагаемый к тендеру план-график финансирования - с пустыми графами. Календарный график — также пустой, одна видимость.
В «Сведениях о проведении конкурса» скромно указано одной строкой: «Лимит финансирования на 2007 год составляет 20 миллионов рублей». То есть «Согласие Стройинвест» начало работу по контракту с 20-ти миллионов рублей, отработанных срочно в декабре 2007 года. В пургу, мороз. Что было дальше — не совсем понятно. В связи с отсутствием подробной официальной информации о дальнейших перипетиях строительства об этом можно только гадать. Но сколько бы ни выделялось денег фирме «Согласие Стройинвест», все они были удачно «освоены», сообщил министр транспорта республики Бурятия Сергей Козлов.
Начинай сначала
В 2009 году к документам подошли более серьёзно. Переписали слово в слово технические характеристики с 2007 года. Тем самым зафиксировали, что прежний подрядчик на дороге вообще ничего не делал и всё нужно начинать заново. Также там сразу обозначили:
«Заказчик имеет право авансировать Подрядчику работы в размере до 30-ти процентов от суммы лимита бюджетных обязательств на текущий календарный год». И написали: «лимит финансирования на 2009 год — 193,9 миллиона рублей». Таким образом, можно с полным правом допустить, что второй подрядчик получил более 60-ти миллионов рублей на руки сразу после заключения контракта. Куда, правда, истратил, — непонятно. В ответе нет ничего, кроме того что «освоено».
В рамках этого контракта у заказчиков случился в 2010 году суд с «Красавтодорстроем» и от подробностей того суда становится куда веселее, чем от ответа чиновников. Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия предъявило полмиллиона рублей штрафных санкций за нарушение сроков строительства на дороге Улан-Удэ — Курумкан на участке 64—89.
Было обнародовано, в частности, следующее: «Из актов, составленных представителями заказчика и генподрядчика, следует, что, по состоянию на 12-е мая 2010 года, установлено нарушение ответчиком предусмотренных графиком сроков выполнения отдельных видов работ. В том числе: укрепление откосов земляного полотна — на 22 дня, устройство верхнего слоя основания из асфальтобетона — на два дня, устройство дополнительного слоя основания из ЩПС — на 21 день, устройство нижнего слоя основания из ЩПС — на 17 дней».
И указано: «Согласно календарному графику производства работ стоимость вышеуказанных работ составляет: «по устройству верхнего слоя основания из асфальтобетона — 89,99 миллиона рублей».
Иначе говоря, по документам, уже в мае 2010 года там на 90 миллионов положили верхний асфальт. Это не считая ещё 90-та миллионов, отмеченных там же, в суде — на два нижних слоя дороги и откосы. Итого 180. В отсутствие запрашиваемой информации можно спросить у автолюбителей всей Бурятии: по какому асфальту они ездили на том месте? Возможно, журналисты и граждане ошиблись и не увидели там нового асфальта. Который, исходя из документов, существует.
Уборка асфальта
В контракте 2011 года уже всё было по-честному. Впервые открытым текстом прописаны драконовские условия для подрядчиков, коим рискнуло быть ООО «Агродорспецстрой». Один только размер обеспечения заявки на участие в аукционе — 22,4 миллиона рублей. То есть за четыре года почти впервые, видимо, решили найти реальную компанию, способную построить, а не «осваивать».
Кажется, нашли. Вроде бы даже неплохо работают. Как сообщают наши корреспонденты с места строительства того злополучного участка 64—89, сейчас там уже лежит 18 километров нового асфальта, хотя ещё в середине лета никакого асфальта не было.
Единственное пока непонятное пятно в истории третьего, последнего госконтракта лежит в техническом задании одной строкой. В «Сводной ведомости объёмов работ» в главе «Подготовительный период» указано: «Разборка существующего асфальтобетонного покрытия». Всего 2,16 тысячи кубометров».
Возможно, это кусок старой дороги, которую всеобщими усилиями даже не удосужились убрать, начиная с 2007 года за многие миллионы рублей. Другой вариант — это мифический асфальт, «проложенный» за реальные 90 миллионов рублей от 2010 года, который теоретически теперь убирают, чтоб всё сошлось по документам.
На самом деле ответы лежат на поверхности. Они есть у министерства транспорта Бурятии. Там же лежат подписанные и расторгнутые госконтракты с банкротами, оплаченные счета, счета-фактуры, акты сдачи-приёмки работ и прочие документы. Оттуда могли бы внятно и спокойно объяснить: вот это плохие дяди — они взяли бюджетные деньги. А это хорошие дяди — они нам строят дорогу на новые бюджетные деньги. Но ответ прозвучало: «освоено». Всеми, сообщает «Номер один».
Строили три раза
Мы, наряду с другими жителями и гостями Бурятии, проехавшись летом по Баргузинскому тракту в сторону Байкала, впали в горестное недоумение от отсутствия асфальта на этом участке. Причем асфальт отсутствует второй год подряд, несмотря на праздники и великих гостей. Наслушавшись народных высказываний, выраженных в нецензурной форме об этом участке, журналисты сообща пошли во власть искать ответ на вопрос: а что здесь, собственно, происходит?
Уже ставший знаменитым своим бездорожьем участок, безусловно, подпадает под понятие «эпический ремонт». Туда, начиная с 2007 года, направлялись средства. Как оказалось, на 25 километров дороги проводилось в общей сложности три тендера на общую сумму почти в два миллиарда рублей.
Первый конкурс был проведён в середине ноября 2007 года на сумму свыше 900 миллионов рублей. Выиграла его известная своими долгами и банкротством «Корпорация «Согласие Стройинвест». Заказчик — республиканское дорожное агентство.
Второй конкурс был в июле 2009 года. Таким образом, появился следующий будущий банкрот — ОАО «Красавтодорстрой», который подрядился 25 километров асфальта положить за 661 миллион рублей. Заказчик тоже изменился: ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ».
Третий конкурс прошёл совсем недавно. На тот же участок с 64-го по 89-й километры в мае 2011 года приходит третий строитель — ООО «Агродорспецстрой». Тендер проводился с формулировкой «Завершение реконструкции объекта» при всяческом отсутствии дороги на месте строительства вообще. Цена вопроса — 367,6 миллиона. Заказчик — ГУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ».
Итак, почти два миллиарда разыгранных денег при отсутствии дороги. Возникли вопросы: какая часть из этих денег уже ушла к строителям, двое из которых банкроты? Какие лимиты федеральные и республиканские бюджеты выделяли для оплаты работ? И можно ли посмотреть на принятые акты приёмки работ на этом участке? Ну, и хотелось бы знать, когда асфальт там всё-таки будет? Официальное письмо с такими вопросами от журналистов ушло в адрес правительства, а конкретно в министерство транспорта Бурятии.
Все путём
Запрос, видимо, произвёл глубокое впечатление на адресатов. Первые недели попытки узнать о его судьбе наталкивались на просьбы перезвонить следующему абоненту, потом следующему и ещё раз следующему. Поговорив с несколькими отделами министерства транспорта, а также с ведомствами внутри министерства, в том числе с заказчиками, журналисты были отправлены в итоге напрямую в приёмную министра Сергея Козлова. Спустя месяц министр внезапно ответил. Письменно. В отношении двух первых подрядчиков-банкротов, которые 3,5 года пытались сделать дорогу, содержалась бесценная информация:
«В связи с неисполнением условий госконтрактов, срывом сроков графиков производства работ государственные контракты с вышеуказанными подрядными организациями в разное время были расторгнуты, при этом авансовые платежи, перечисленные в период производства работ ЗАО «Согласие Стройинвест» и ОАО «Красавтодорстрой», освоены в полном объёме».
Далее в ответе указывалось, что сейчас у нас третий подрядчик по счёту и он работает в соответствии с графиком. В общем, всё хорошо, было в ответе. Сколько денег конкретно было заплачено банкротам, не сказали, за что именно заплатили, не сказали. Но отметили, что все средства освоены. Всё чин чинарём.
Прочерки вместо цифр
Приведём факты, добытые в свободном доступе. Начнём с 2007 года. Контракт был заключён в конце ноября. В пункте 4.2 проекта контракта говорится: «Заказчик имеет право перечислить Генподрядчику аванс в размере _ процентов от годового лимита финансирования». Вот именно так, а не иначе — пропуск вместо цифры. Можно написать цифру «100», при договорённости двух сторон. Прилагаемый к тендеру план-график финансирования - с пустыми графами. Календарный график — также пустой, одна видимость.
В «Сведениях о проведении конкурса» скромно указано одной строкой: «Лимит финансирования на 2007 год составляет 20 миллионов рублей». То есть «Согласие Стройинвест» начало работу по контракту с 20-ти миллионов рублей, отработанных срочно в декабре 2007 года. В пургу, мороз. Что было дальше — не совсем понятно. В связи с отсутствием подробной официальной информации о дальнейших перипетиях строительства об этом можно только гадать. Но сколько бы ни выделялось денег фирме «Согласие Стройинвест», все они были удачно «освоены», сообщил министр транспорта республики Бурятия Сергей Козлов.
Начинай сначала
В 2009 году к документам подошли более серьёзно. Переписали слово в слово технические характеристики с 2007 года. Тем самым зафиксировали, что прежний подрядчик на дороге вообще ничего не делал и всё нужно начинать заново. Также там сразу обозначили:
«Заказчик имеет право авансировать Подрядчику работы в размере до 30-ти процентов от суммы лимита бюджетных обязательств на текущий календарный год». И написали: «лимит финансирования на 2009 год — 193,9 миллиона рублей». Таким образом, можно с полным правом допустить, что второй подрядчик получил более 60-ти миллионов рублей на руки сразу после заключения контракта. Куда, правда, истратил, — непонятно. В ответе нет ничего, кроме того что «освоено».
В рамках этого контракта у заказчиков случился в 2010 году суд с «Красавтодорстроем» и от подробностей того суда становится куда веселее, чем от ответа чиновников. Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия предъявило полмиллиона рублей штрафных санкций за нарушение сроков строительства на дороге Улан-Удэ — Курумкан на участке 64—89.
Было обнародовано, в частности, следующее: «Из актов, составленных представителями заказчика и генподрядчика, следует, что, по состоянию на 12-е мая 2010 года, установлено нарушение ответчиком предусмотренных графиком сроков выполнения отдельных видов работ. В том числе: укрепление откосов земляного полотна — на 22 дня, устройство верхнего слоя основания из асфальтобетона — на два дня, устройство дополнительного слоя основания из ЩПС — на 21 день, устройство нижнего слоя основания из ЩПС — на 17 дней».
И указано: «Согласно календарному графику производства работ стоимость вышеуказанных работ составляет: «по устройству верхнего слоя основания из асфальтобетона — 89,99 миллиона рублей».
Иначе говоря, по документам, уже в мае 2010 года там на 90 миллионов положили верхний асфальт. Это не считая ещё 90-та миллионов, отмеченных там же, в суде — на два нижних слоя дороги и откосы. Итого 180. В отсутствие запрашиваемой информации можно спросить у автолюбителей всей Бурятии: по какому асфальту они ездили на том месте? Возможно, журналисты и граждане ошиблись и не увидели там нового асфальта. Который, исходя из документов, существует.
Уборка асфальта
В контракте 2011 года уже всё было по-честному. Впервые открытым текстом прописаны драконовские условия для подрядчиков, коим рискнуло быть ООО «Агродорспецстрой». Один только размер обеспечения заявки на участие в аукционе — 22,4 миллиона рублей. То есть за четыре года почти впервые, видимо, решили найти реальную компанию, способную построить, а не «осваивать».
Кажется, нашли. Вроде бы даже неплохо работают. Как сообщают наши корреспонденты с места строительства того злополучного участка 64—89, сейчас там уже лежит 18 километров нового асфальта, хотя ещё в середине лета никакого асфальта не было.
Единственное пока непонятное пятно в истории третьего, последнего госконтракта лежит в техническом задании одной строкой. В «Сводной ведомости объёмов работ» в главе «Подготовительный период» указано: «Разборка существующего асфальтобетонного покрытия». Всего 2,16 тысячи кубометров».
Возможно, это кусок старой дороги, которую всеобщими усилиями даже не удосужились убрать, начиная с 2007 года за многие миллионы рублей. Другой вариант — это мифический асфальт, «проложенный» за реальные 90 миллионов рублей от 2010 года, который теоретически теперь убирают, чтоб всё сошлось по документам.
На самом деле ответы лежат на поверхности. Они есть у министерства транспорта Бурятии. Там же лежат подписанные и расторгнутые госконтракты с банкротами, оплаченные счета, счета-фактуры, акты сдачи-приёмки работ и прочие документы. Оттуда могли бы внятно и спокойно объяснить: вот это плохие дяди — они взяли бюджетные деньги. А это хорошие дяди — они нам строят дорогу на новые бюджетные деньги. Но ответ прозвучало: «освоено». Всеми, сообщает «Номер один».