Делегацию, состоящую из художников Александры Мартыновой, Владимира Иванова, Сергея Белова, студийцев артстудии «Оранж», возглавлял автор проекта, кандидат филологических наук, председатель совета некоммерческого партнёрства «Франция – Сибирь» Александр Фофин.
Концепция фестиваля заключается в пропаганде современного искусства, которое многообразно и выразительно в любых формах его проявления. На эту идею Фофина вдохновила Первая рыба, положившая начало всем млекопитающим Земли. Рыба и вода, как символы, метафоры, поэтическое отражение жизни, известны всему человечеству, поэтому байкальский фестиваль должен найти отклик у художников.
- К сожалению, у нас в Иркутске, – говорит Александр, – отношение к современному искусству прохладное, многие не знают, что это такое; в высших учебных заведениях, специализирующихся на искусстве, нет достаточного внимания к его преподаванию. Цели и задачи фестиваля грандиозны, но возможности пока скромны. Хотелось, чтобы он был ежегодным, чтобы на нём проходил обмен мнениями, тенденциями, проводились мастер-классы, чтобы в работе фестиваля принимали участие художники не только Иркутска, но и всей России, мастера из городов-побратимов Иркутска.
Это планы на будущее, а пока участники «Перворыбы» пробовали воплотить доступные формы современного искусства на берегу Байкала, в районе Маломорской рыболовецкой станции. Среди валунов, похожих на хребты динозавров, из небольших камней художники выложили Первую рыбу в том виде, в каком они её представляют. Получилась она с большим туловищем, головой, плавниками и хвостом. К прародительнице «всяк сущего на Земле» прибавились другие каменные рыбёшки, которые напомнили стаю, устремляющуюся с гор к Байкалу. А называлась эта акция Lend-аrt.
Следующим творческим устремлением художников стала раскраска старенького корабля, уткнувшегося носом в берег. Сначала придумали концепцию общего изображения, затем приступили к делу. В воду мастера зашли кто по колено, а кто и по пояс. Увлечённые росписью, они не чувствовали ни холода, ни усталости. Центровыми были фигуры мужчины и женщины, головами которых стали иллюминаторы корабля. Эти образы казались похожими не то на инопланетян, не то на людей исчезнувшей Атлантиды. Вокруг них начали кружить появляющиеся из-под кистей художников водоросли и рыбы, очень разные – нарядные и скромные, большие и маленькие. Отдыхающие на пляже с любопытством смотрели на работу фестивальщиков, восхищаясь панорамным рисунком, превратившим неказистый заброшенный кораблик в произведение искусства.
На острове Ольхон основной задачей фестиваля стала организация и открытие выставки картин ребят из средней школы Хужира и учеников областной коррекционной школы № 1 Иркутска. Когда выставка открылась, её работы поразили фантазией, тем воображением, с каким ребята акварелью сочиняли образы своих рыб. Каких водоплавающих здесь только не было: яркие и скромные в раскраске, пёстрые и однотонные, похожие на человечков и выполненные в традиционной форме…
Рисунки детей с ограниченными возможностями ничем не отличались от работ здоровых ребят, а картина Тахмины Зайцевой была признана одной из лучших. Рисовали дети под руководством педагога-воспитателя Тамары Макоевой, которая и представила их картины на Ольхоне.
Художники с большим интересом знакомились на острове с бурятским фольклором, национальными обычаями, плясали вместе с участниками ансамбля зажигательный ёхор. И становились понятны истоки современного искусства, уходящие в традиции того или иного народа, связанные с ними корневой системой, а может быть, Первой рыбой, которая жила в Байкале. Во всяком случае, гипотеза такая есть, сообщает «Восточно-Сибирская правда».