С первого января 2012 года вступивший в силу федеральный закон №313 отбирает полномочия по реализации программы обязательного медицинского страхования у муниципалитетов и передает их субъектам Федерации. В нашем случае – министерству здравоохранения Бурятии.
Суть реформы: мэрия обязана создать условия для оказания медпомощи на территории муниципалитета. Что подразумевается под созданием условий? Это предоставление помещений, транспорт, отопление, энергообеспечение, жилье для медицинских работников и так далее.
Стратегическое же руководство самим процессом, расстановка кадров и, главное, финансы передаются органам исполнительной власти субъекта, то есть минздраву Бурятии. И, как известно, в доме должен быть один, но крепкий хозяин. Так и было – городские медучреждения шли в ногу со временем – внедряли новейшие методики лечения, закупали дорогое оборудование, ремонтировали и техническое обслуживание своих зданий, внедряли информационные технологии.
Теперь получается, что город должен обеспечивать дальнейшую работу всех своих поликлиник и больниц взамен на полное отстранение от процесса руководства и даже от кадровых вопросов.
Реформа здравоохранения уже шагает по стране и показывает хоть и предварительные, но довольно иллюстративные итоги. Вот, например, какие опасения высказывались в Екатеринбурге: «Непрофессионализм руководства свердловского минздрава может негативно сказаться на работе всей системы. Если в результате разграничения полномочий от органов местного самоуправления на уровень субъектов Федерации будут переданы все муниципальные учреждения здравоохранения, нет никаких гарантий в том, что не случится катастрофа в сфере здравоохранения всей области».
На Урале реформа обернулась тем, что в рамках региональной программы модернизации на улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения Екатеринбурга было выделено всего 12 процентов от общего объема средств на эти цели, хотя в Екатеринбурге живет 31процент населения Свердловской области.
Кроме того, тот же Екатеринбург, лишившись финансовых полномочий на следующий год в части здравоохранения, был вынужден притормозить разработку проектной документации на строительство двух поликлиник, запланированное на 2012 год.
А смоленские депутаты вообще отказались передавать облздраву свои поликлиники и больницы. Народные избранники заявили, что людей опять хотят обмануть. Поэтому передавать недвижимость больниц и поликлиник области – преступление.
По словам председателя комитета здравоохранения Улан-Удэ Людмилы Цыбиковой, врачебное сообщество города уже обратилось с ходатайством о делегировании полномочий к мэру и городскому Совету депутатов.
- Мы хотели бы сохранить организационную структуру, наши учреждения, наши кадры, ведь федеральный закон позволяет это сделать. Для этого, я думаю, мы выйдем с таким предложением к президенту Бурятии, - говорит Людмила Цыбикова.
Однако министр здравоохранения Бурятии Валерий Кожевников отмечает, что вопрос еще не решен окончательно. Условия передачи муниципальных поликлиник республике будут приняты только в сентябре на осеннем слушании Федерального закона «Об охране здоровья граждан» в Госдуме.
- Если муниципалитет против передачи своих медучреждений республике, то городским властям необходимо сказать об этом, - объяснил он. - Если они выйдут с таким предложением, в чем проблема? – говорит министр. - Мы согласны идти на переговоры, поделиться частью полномочий.
По мнению министра, сейчас эту тему будируют главные врачи больниц и поликлиник.
- Я их понимаю. В любом случае реформа повлечет за собой и изменения, например сокращение штатов. Но население при этом не должно пострадать, – успокоил Валерий Кожевников.
Очевидно, что Федеральный закон №313 приготовил нам куда больше подводных камней, чем говорит министр. По мнению многих, направлять средства в учреждения, которыми управляют одни, но которые фактически принадлежат другим, – решение сомнительное и ничего хорошего из этого не выйдет, сообщает «Информ-Полис».