Представители Джидинского, Закаменского, Еравнинского и Заиграевского районов рассказали гостям республики о своем опыте, каким образом им удается не только сохранить малокомплектные школы, но и создать на их основе некие селообразующие центры.
От общего количества школ республики сельские составляют 77,7 процента, малокомплектные – 49,6 процента..
С каждым годом количество малокомплектных сельских школ увеличивается. На сегодняшний день каждую вторую основную школу в сельской местности можно отнести к малокомплектной. Средняя наполняемость в классах сельских школ республики составляет 14 условных учащихся.
По данным министерства образования и науки РБ в 2009 году общие расходы на одного учащегося сельской школы составили 54,9 тысячи рублей в год, городской школы – 30,3 тысячи рублей. Значительная часть расходов приходится на затраты, непосредственно не влияющие на качество образования: обслуживание и ремонт зданий, оплата коммунальных услуг, элтекроэнергии, что свидетельствует об «экономической неэффективности» малокомплектной школы.
Тем ни менее, выход, казалось бы, из тупиковой ситуации есть. В Джидинском районе создан сельский образовательно-культурный спортивный комплекс. В проекте определены два пилотных сельские поселения «Армакское» и «Верхнее-Ичетуйское». Идея состоит в том, чтобы соединить ресурсы учреждений разной направленности и ведомственной подчиненности: образования, культуры и спорта. На базе нескольких таких учреждений создано единое – «новое бюджетное учреждение», которое осуществляет не только функцию общей школы, но и ряд других - в области спорта, культурного досуга и так далее. При этом годовая экономия бюджетных средств составляет порядка 100 тысяч рублей.
Закаменцы продемонстрировали другое направление – дистанционное обучение ребят, то есть его индивидуализацию, сетевое взаимодействие. Представители Еравнинского района рассказали об опыте разновозрастного обучения, когда в одном классе обучаются ученики разных возрастов и уровня знаний.
Опыт Заиграевского района, пожалуй, самый масштабный: специалистами района создана современнейшая модель образования через ресурсный (опорный) центр на базе новоильинского агротехнического лицея.
По мнению большинства участников круглого стола, среди которых были представители разных регионов России, такой опыт можно и нужно перенимать. Некоторые из гостей приехали к нам в республику именно для этих целей:
- Я приехала из европейской части нашей страны, и могу сказать, что в целом по России малокомплектные школы просто уничтожаются. Меня специально делегировали, чтобы ваш опыт сохранения таких школ перенять и у себя распространить. Могу сказать, что вам есть, чем гордиться, что можно развивать дальше, - заявила «Байкал-Daily» доктор педагогических наук, профессор пензенского института развития образования Ольга Пономарева.
Все участники пришли к общему выводу: школа – селообразующий фактор, а потому нужно сделать все, для ее сохранения. В Бурятии, в отличии от ситуации в целом по России, все не так плохо.
- У вас есть школы в 20 учеников. У нас нет таких школ. Даже с 70-тью учащимися школы закрывают. А у вас уже наработан опыт, как это правильно, грамотно сделать. Мы ждем того, чтобы ваши ученые, управленцы разработают нормативные документы, которые помогут решать данную проблему во всех российских селах, - отметили члены круглого стола.