В пятницу на «круглом столе» в Общественной палате, посвященном обсуждению мер для совершенствования ЕГЭ, собрались около 20-ти чиновников и экспертов по образованию, в том числе, замминистра образования и науки Максим Дулинов, председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования Ярослав Кузьминов, зампред комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина, вице-президент РАН Виктор Болотов и директор федерального института развития образования Александр Асмолов.
Сначала присутствующие заслушали доклад об итогах работы горячей линии Общественной палаты по ЕГЭ в этом году. Судя по диаграмме активности регионов, самое большое количество звонков на «горячую линию» поступило из Москвы, на втором месте - Республики Бурятия и Дагестан. Меньше всего вопросов по ЕГЭ возникло у жителей Томской области и Ямало-ненецкого округа.
По словам Духаниной, большая часть звонков были связаны с недостатком информации по организации процедуры ЕГЭ, хотя по сравнению с прошлым годом количество вопросов такого рода уменьшилось. Зато увеличилось количество жалоб – с 17-ти до 25-ти процентов.
В основном, выпускники и их родители жаловались на нарушение процедуры экзамена организаторами, а так же на долгое ожидание результатов экзамена.
- Некоторые жалобы наших граждан повторяются на протяжении трех лет, но на них по-прежнему нет реакции в субъектах, – сказала Духанина. К систематическим нарушениям со стороны регионов она отнесла жалобы, связанные с платной доставкой на место проведения ЕГЭ, а также нехватку на экзаменах дополнительных бланков.
- Дополнительный бланк требуется ребенку, который в состоянии решить такие сложные задания, как С5 и С6. И в связи с отсутствием дополнительных бланков у него нет возможности продемонстрировать свои знания. А для ребенка это может означать, что он вместо бесплатного обучения будет учиться платно. Это большая проблема, – отметила зампред комиссии Общественной палаты по развитию образования.
Также в этом году были зафиксированы случаи отказа в приеме заявлений на сдачу экзамена по выбору.
- Детям говорят, что в этом году этот экзамен приниматься не будет, хотя на самом деле это не так. Просто в данном населенном пункте нет учителя соответствующей квалификации, – рассказал Ярослав Кузьминов, упомянув еще об одной распространенной проблеме.
- Детей повсеместно принуждают к отказу от апелляции, а если соглашаются, то процедура длится очень долго. Возможность, что снизят балл останавливает ребят от того чтобы подавать апелляции, – пояснил Кузьминов.
В свою очередь, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович отметил, что в настоящее время повсеместно нарушается право выпускников на получение информации, и что со своими экзаменационными работами выпускники пока что могут ознакомиться лишь в Москве. В остальных регионах эта «опция» недоступна.
- Из-за этого можно судится с минобрнауки: почему тот, кто сдавал ЕГЭ не может увидеть свою собственную работу, – заявил Бунимович.
После этого практически все присутствующие признали, что далекие от совершенства процедуру и организацию единого государственно экзамена надо срочно исправлять.
- Экзамен стал рутинным, но, становясь рутинным, ЕГЭ начинает терять доверие населения. Это очень большая проблема для России, – сказал Ярослав Кузьминов. В итоге комиссия Общественной палаты озвучила свои рекомендации, как исправить эту ситуацию.
По мнению экспертов, в настоящее время не существует серьезных механизмов, способных призвать нарушителей к юридической ответственности. Принятый минобрнауки «Порядок проведения ЕГЭ» не содержит минимально необходимых правил по обеспечению объективности ЕГЭ, за исключением нормы о запрете мобильников, а так же нормы, относящий сведения КИМов к информации ограниченного доступа. А методические рекомендации Рособрнадзора не имеют обязательной силы, поскольку не являются правовым актом и не предусматривают юридическую ответственность. Все согласились с тем, что нужна более совершенная нормативно-правовая база. Полномочия по утверждению единого технологического регламента проведения ЕГЭ было предложено закрепить за Минобрнауки и внести соответствующие поправки в закон «Об образовании».
Кроме того, члены Общественной палаты предложили дополнить главу 19 Уголовного кодекса РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» статьей 149 (прим), в которой предусмотреть ряд составов преступлений в сфере ЕГЭ, связанных с воспрепятствованием сдаче экзамена, умышленным искажением результатов, нарушением порядка проведения экзамена, фальсификации экзаменационных материалов и распространение информации о КИМ.
Чтобы исключить возможность помощи сдающим ЕГЭ со стороны учителей и администрации школы, было предложено максимально отделить школьников от персонала школы: либо проводить экзамен в другом помещении, а если это невозможно сделать (когда речь идет об отдаленном регионе), ввести запрет на присутствие во всех помещениях (вплоть до туалетов) работников школы, а также родителей и учеников, которые не сдают экзамен.
Также с подлогами и мошенничеством, по мнению участников «круглого стола», поможет бороться видеопротоколирование не только всех этапов проведения ЕГЭ, но и обработки данных.
К 2013 году предложено ввести по ряду предметов сдачу ЕГЭ на двух уровнях: общеобразовательном и профильном.
- Экзамен должен быть поделен на две части – и вузы в свою очередь должны для себя решить: будут они принимать к себе тех, кто сдавал профильный экзамен или общеобразовательный, – сказал Кузьминов.
С ним согласился и Евгений Бунимович.
- Нужен минимальный порог для той части школьников, которые не могут сдать ЕГЭ и идут на мошенничество – они половину тем никогда в жизни не видели. Нужен минимальный базовый уровень, может быть даже зачет без отметки, – предложил он.
Для удобства и более быстрой оценки результатов было рекомендовано отменить сертификат ЕГЭ на бумажном носителе.
- Результаты ЕГЭ хранятся в федеральной базе. Вузы, ссузы могут проверять подлинность заявляемой абитуриентами информации не по сертификату, а по единой базе данных. Это сможет упростить весь процесс и сделает его более быстрым, – обосновал данную рекомендацию Кузьминов.
Но самое главное обстоятельство, которое, по мнению участников круглого стола, оказывает негативное действие на процедуру сдачи ЕГЭ, это то, что при помощи результатов ЕГЭ в настоящее время оцениваются не только знания школьников, но и качество образования в регионах в целом.
- С помощью ЕГЭ пытаются оценивать регионы, губернаторов, министров образования, школы и учителей, а это надо делать другим способом, иначе ситуация становится просто патовой. Наша задача отделить ЕГЭ от образовательной политики и сделать прозрачную систему иначе это будет стыд и позор для страны. Возникает идеологическая коррупция: лишь бы были хорошие показатели. Мы уходим от объективной диагностики и знаний, – отметил Александр Асмолов.
В итоге было решено, что нужно «запретить использование результатов ЕГЭ для оценки учителей, школ, муниципалитетов и регионов. Использование результатов ЕГЭ возможно только для итоговой аттестации, поступления в вузы, ссузы и проведения исследований». Однако, никакой альтернативы для определения этого самого качества экспертами предложено не было. Поэтому пока что этот вопрос остается открытым: как и по каким параметрам оценивать качество образовательной политики того или иного региона.
Все предложения в ближайшее время будут направлены в Госдуму, Совет Федерации, Минобрнауки, Роосбрнадзор и комиссию при президенте по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ.
Президентская комиссия, как ожидается, обсудит все эти предложения на ближайшем заседании 19 июля. Пока эксперты затрудняются однозначно сказать, какие из рекомендаций могут быть одобрены на законодательном уровне, сообщает «Газета.ru».