- Да, Конституционный суд медленно, но упорно пишет свою сагу о прописке, начиная с 1995 года, - признался вчера журналистам судья-докладчик КС Гадис Гаджиев.
30-го июня в Конституционном суде огласили постановление о проверке на соответствие Основному Закону РФ абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» по жалобе Анатолия Воробьева. Норма проверку Конституцией не выдержала и в той части, в какой она служила препятствием для регистрации в жилых строениях, пригодных для постоянного проживания, на садовых земельных участках, отнесенных к землям сельхозначения, признана неконституционной.
Сам заявитель был совершенно счастлив и на вопрос о том, удовлетворен ли решением Конституционного суда, воскликнул: «Очень! Очень! Это будет для массы россиян просто подарком, многие теперь смогут зарегистрироваться на хуторах, да где угодно, в том месте, где ты хочешь жить».
Дом площадью 264,4 квадратных метра на одиннадцати сотках в садовом товариществе «Варшко-Суходольское» Приозерского района Ленинградской области для Анатолия Воробьева - главное место жительства. Уезжая в Америку в 1988 году, Воробьев сдал квартиру, а, вернувшись, построил себе дом.
Но регистрацию он никак получить там не мог и оформил временную - за 110 километров от своего жилья, где и получает пенсию.
- Тут речь идет не только о садоводах, - уточнил Гадис Гаджиев, - это довольно большая категория граждан, которые избрали такой образ жизни. Некие анахореты, которые не хотят жить в городах и даже не хотят жить в поселках, они могут жить как фермеры в полях, могут жить в лесах, это наши кочующие северные народы - и эта категория людей, о которых надо заботиться. Судья-докладчик считает, что регистрировать их надо по месту нахождения как капитанов дальнего плавания и моряков - в порту приписки.
Два года назад, в апреле 2008 года, Конституционный суд уже принимал решение, разрешив регистрацию в домах на садовых земельных участках, находящихся в пределах населенных пунктов. Однако Госдума соответствующие поправки в законодательство так и не внесла.
- Да, там было попроще, но ведь за пределами населенных пунктов есть такие фавелы, где живут люди разные - тут же и богатые большие дома, и фанерные садовые домики, но если государство разрешило там жить, то возникает вопрос регистрации. По сути, людей заставляли искать возможность зарегистрироваться фиктивно - это некая провокация и нарушение закона, - заявил Гадис Гаджиев.
Именно поэтому в нынешнем постановлении также ставится вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство. Однако в документе есть несколько новых правовых позиций, явно призванных снять предубеждение представителей органов власти против дачных жильцов. Во-первых, судьи Конституционного суда настаивают, что регистрация на дачах «сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков» (они признают, что статус участка влияет и на правовой режим расположенного на нем недвижимого имущества).
Во-вторых, Конституционный суд очень осторожно подошел к политическим последствиям превращения дачных поселков в полноценное жилье. В постановлении особо указывается, что подобная регистрация «не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта» и «не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур».
- Да, человек должен знать, на что он идет, соглашаясь на такую жизнь, - подтверждает и заявитель Анатолий Воробьев, - свои бытовые проблемы он должен решать сам.
До тех пор, пока законодатели не поправят действующие нормы, вчерашнее постановление и решение Конституционного суда 2008 года являются действующим и общеобязательным документом для любого дачника, решившего получить регистрацию на своей фазенде, сообщает «Российская газета».