Эта экспедиция - совместный проект ученых из Иркутска, Томска и Новосибирска. Подготовка к ней началась еще три года назад. Для исследований закупили гидроакустический комплекс, в прошлом году приборы испытали на Байкале, а 25-го мая корабль вышел в рейс.
В последний раз подсчет омуля здесь проводили в 2007 году. Но в этом году впервые ученым удалось охватить все озеро.
- Мы прописали акустические данные, по которым можно установить распределение рыб как дневное, так и ночное, приуроченное к водным ландшафтам, - сообщила и.о. заведующей лабораторией ихтиологии Лимнологического института СО РАН, начальник отряда экспедиции Елена Дзюба.
Эхолоты ловят сигнал в непрерывном режиме. Словно рентгеном, просвечивается толща воды до самого дна озера. Все данные поступают в компьютер. Эти точки и есть омуль. Время для подсчета выбрано не случайно. Сейчас вода в Байкале еще не прогрелась, и рыба стоит на зимовальных местах. В самых крупных скоплениях омуль ловят тралом, чтобы определить его популяцию, возраст, размер и биологическое состояние.
- Численность может из года в год меняться. Мы должны дать численность на данный период и охарактеризовать состояние популяции, какое биологическое состояние у рыб в Байкале. Это же и напрямую говорит о состоянии озера, - сообщил старший научный сотрудник Лимнологического института СО РАН Игорь Ханаев.
Во время экспедиции в 2007-м ученые насчитали в Байкале порядка 60- ти тысяч тонн омуля. Тогда не учли северную часть озера. По словам главного специалиста по ихтиологии Анатолия Мамонтова, омуля стало больше. К примеру, в 50-х годах прошлого века его было около 50-ти тысяч тонн. Но зато сейчас рыба меньше по размеру.
- Сейчас такой период, когда крупной рыбы меньше. Но на подходе большое количество молоди, которой уже пять-шесть лет. Она вот-вот подойдет в промысел, - сообщил главный специалист по ихтиологии Лимнологического института СО РАН Анатолий Мамонтов.
За три недели корабль преодолел почти 3,5 тысячи километров. Полученные данные о количестве рыбы обрабатываются. Эти результаты представляют не только научный интерес. Зная точную биомассу байкальской рыбы, можно регулировать квоты на ее вылов, чтобы не навредить экологии Байкала, сообщают «Вести. Иркутск».