Ещё в 2009 году проект «Никому не отдам» Республиканского перинатального центра Бурятии вошёл в гранатовый республиканский проект «Тоонто Нютаг – традиция жива».
Грант был направлен на профилактику отказов от новорождённых в двух родильным домах Улан-Удэ – в городском роддоме и самом перинатальном центре.
В 2013 году проект официально стал службой профилактики отказовна базе двух медучреждений.
В России действует всероссийская Ассоциация профилактики отказов от новорожденных, которую курирует благотворительный Фонд профилактики социального сиротства. В ассоциацию входят в основном НКО и учреждения социальной сферы разных городов страны, где оказывается подобная услуга. Меньшее количество регионов составляют медучреждения, в том числе улан-удэнские.
- Что немаловажно, услуга попрофилактике отказов на базе медучреждении есть только у нас в Бурятии, Ярославской области и ещё нескольких регионах. В других это либо НКО, либо социальная сфера, - рассказала «Байкал-Daily» психолог службы Наталья Шурыгина.
За 2016 год в Городском роддоме зарегистрировано 10 сигналов об отказе от новорождённых, причём служба предотвратила 6 из них. То есть всего 4 ребёнка попали в детский дом. В Республиканском перинатальном центре было зарегистрировано 5 сигналов, из которых 2 не состоялись. Трое детей попали в детский дом, причём один из них был оставлен только на время.
- Мама его уже забрала. Сейчас у женщин есть возможность написать заявление о временном оставлении ребёнка в учреждении. Она указывает, на какое время оставляет ребёнка, - объяснила психолог.
Женщина выписывается, ребёнок переводится в детскую больницу, где он находится около месяца. После его принимает детский дом «Аистёнок». По окончании оговоренного срока мать должна забрать малыша.
В конце года служба проводит мониторинг, особенное внимание в котором уделяется временно оставленным детям. Проверяется, действительно ли мать забрала малыша и когда. Потом с женщиной связываются, убеждаясь, что ребёнок живёт с родной матерью.
За первый квартал 2017 года в обоих роддомах 6 женщин хотели отказаться от ребёнка, но 4 в итоге передумали. Показатель предотвращаемости составляет 66%.
- Когда мы начали работать, было колоссальное количество отказов самих по себе. Допустим, только в городском роддоме их могло быть 40 в год. И тогда с женщиной никто не работал, не пытался как-то услышать о ее проблеме и как-то ей помочь, все сводилось к работе структурированной: зарегистрировать отказ и оформить документы на ребенка. Сейчас же в роддоме к ней приходит психолог, специалист по социальной работе, разговаривает персонал роддома, пытаясь выяснить ситуацию - сравнила Наталья Владимировна.
При этом в службе отмечают, что потенциальную отказницу не уговаривают, не навязывают ребёнка, а помогают сделать правильный выбор.
- Основная и причина отказа это то, что она одна, никто её не поддерживает. Они говорят: у меня нет денег, я этого ребёнка не воспитаю. А когда начинаешь копать и выяснять природу проблемы, оказывается, что у неё просто нет поддержки близких. Вот никого у неё нет, не на кого положиться и никто не поможет. А на втором плане деньги, жилье и так далее, - объяснила Шурыгина.
Служба показывает, что ей помогут. Республиканский перинатальный центр сотрудничает со всевозможными социальными службами, благотворительным Фондом «Подари мне жизнь».
- Если мама, которая находится в сложной жизненной ситуации, забирает своего ребёнка, мы дальше передаём её в соцслужбу, ребенок предается под наблюдение в поликлинику по месту жительства, семья специалистам по соцработе, так же в поликлинику, фонды….. Автоматически оповещается педиатрическая служба. В каждой поликлинике сейчас есть специалист по социальной работе, который берёт на курацию такую маму, - рассказывает психолог.
После родов женщины могут обратиться в саму службу профилактики отказов от новорождённых, если нужна помощь с грудным вскармливанием, смесь или одежда для ребёнка.
- Мы связываемся с разными организациями или собираем по акции вещи и отвозим этой маме, - рассказала Наталья Шурыгина.
Ассоциация профилактики отказов от новорождённыхпровела исследование, определив социальный портрет отказницы. Как правило, это женщина со средним специальным или средним образованием, работающая не официально, которая поздно узнала о своей беременности, у которой нет своего жилья, нет поддержки близких.
- Женщины абсолютно разные. Бывают даже совершенно благополучные, но с мужем был конфликт, или он её бросил. Как в отместку: вот он от меня отказался, и я буду отказываться от ребёнка. Бывают и такие ситуации. Но в основном из-за тяжёлой жизненной ситуации, - прокомментировала психолог.
Чаще всего женщины об отказе от ребёнка заявляют только в роддоме. И сотрудникам службы часто просто не хватает времени, чтобы поработать с ними.
- За эти три-четыре дня сложно глубинно узнать, почему она отказывается. Ведь это её история, с которой она приходит. Отказ – это следствие, то есть её семейная система выдавливает этого ребёнка. Женщина ещё не отошла от родов, может, отойдёт и примёт иное решение, - объяснила Наталья.
Выписываясь отказницы, оставляют, как правило, неверныеконтакты. И потом по этим адресам и телефонам их невозможно найти, чтобы работать дальше. При этом нередки случаи, когда они возвращаются сами.
- Например, женщина сначала отказалась от ребёнка с синдромом Дауна. А потом приехала на следующий день и сказала, что передумала. Ребёнка, слава богу, не успели ещё никуда перевести, и документы передать в опеку. Ещё одна отказалась наотрез, подписала документы, ушла. А через две недели позвонила в слезах: «Хочу вернуть!». И вернула, - привела примеры психолог.
Учреждения идут навстречу таким женщинам. Ведь по закону ребёнок месяц находится в детской больнице, а потом переходится в детский дом «Аистёнок». Потом готовятся документы, должно пройти три суда, чтобы лишить мать родительских прав. Только после этого ребёнок становится сиротой и его может кто-либо усыновить. До этого женщина всегда может прийти и сказать, что передумала оставлять своё дитя. Но потом ей придётся долго доказывать, что она в состоянии обеспечить ребенка, прокормить, понадобится ряд справок, пройти некие сложности, чтобы вернуть малыша. Но специалисты разных учреждений идут навстречу таким мамочкам, так как понимают, что ребенку лучше в кровной семье с родной мамой. Поэтому такую мамочку и проверяют от и до.
- Цель нашей службы – сохранить ребёнка в семье, с кровной мамой. Ребёнку нужна родная мать, какая бы она ни была. Это является приоритетной позицией правительства РФ, и наша задача сделать так, чтобы ребенку в семье удовлетворяли минимальные потребности. И, конечно же, всегда существуют риски, которые учитываются и специалисты разных ведомств объединены для своевременного выявления и устранения таких рисков, - объяснила Наталья Шурыгина.