Министерства должны доложить о результатах этой работы в совет до 1 января 2018 года. В перспективе сирот с тяжелыми нарушениями вообще не будут отправлять во взрослые интернаты, сообщают «Известия».
По нынешним правилам дети-сироты с тяжелой инвалидностью и ментальными нарушениями живут в детдомах до 18 лет. После этого они (если к этому времени их никто не усыновил) автоматически переводятся во взрослые учреждения — психоневрологические интернаты (ПНИ). Для многих это огромный стресс — людей вырывают из привычного окружения, разлучают с теми, к кому они привыкли. В ПНИ они получают меньше заботы и ухода хотя бы потому, что во взрослом учреждении другое штатное расписание. По словам члена Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елены Клочко, если в детском интернате на десять воспитанников приходится 15–16 сотрудников, то в ПНИ — 5–6.
— В ПНИ, куда попадают дети из детских интернатов, нет привычного окружения, — отметила эксперт. — Здесь множество нюансов. Например, как кормить человека, который сам не глотает? В ДДИ около ребенка были люди, которые умели это делать и знали его привычки. Найдутся ли в ПНИ специалисты, которые могут себе позволить уделить ему больше времени?
Сейчас в детских домах в России живут около 20 тыс. детей. Ежегодно около тысячи из них достигают возраста совершеннолетия. В ПНИ живут 150 тыс. постояльцев, почти треть из них — это те, кого перевели из ДДИ. Жизни за стенами этих учреждений они не знали.
— Статистика не ведется, но со слов коллег, работающих с этой категорией, могу точно сказать, что часть выпускников ДДИ испытывают при переводе такой стресс, что умирают в течение полугода-года, — рассказала Елена Клочко. — Они не могут адаптироваться к новым условиям. Это дети с тяжёлыми нарушениями, им не обойтись без сопровождения. Представьте себе: в четыре года его перевели из дома ребёнка в ДДИ. Это первый стресс. Там он находился с четырех до восемнадцати, практически всю свою жизнь. А теперь мы должны его перевести во взрослый интернат лишь на том основании, что он вдруг стал взрослым в 18 лет. Но эти ребята не становятся взрослыми в обычном смысле слова в силу имеющихся психофизических нарушений.