Как сообщал «Байкал-Daily», в декабре на крупного застройщика – фирму «Зодчий», возводившую жилой комплекс «Фаворит» на ул. Ключевская, был подан иск о банкротстве в Арбитражный суд Бурятии. Организация «Зодчий» аффилирована с другими застройщиками с долгостроями - «Домстройкомплект» в 105-м микрорайоне, «Улан-Удэжилстрой» (дом на ул. Сахьяновой), ЖК «Тамир» (140 квартал). Так или иначе везде фигурирует фамилия Убодоевых (Валерий Убодоев - учредитель ряда строительных компаний).
Не дождавшись своих квартир, несколько дольщиков «Зодчего» расторгли договоры долевого строительства и пошли в суд в надежде вернуть деньги. Ещё 350 семей продолжают писать письма в надзорные органы.
- Мы писали в госстройжилнадзор, прокуратуру, комитет по строительству, минстрой. Ходим уже полгода, получаем отписки. Сейчас, после письма Путину, нас выслушали кое-как. Земля по закону должна быть в залоге у дольщиков. Её нет. Она в залоге у банка и на аресте у приставов – у компании 20 миллионов долгов на исполнении. Нашего участка, который указан в договоре долевого строительства, нет. Его в середине 2016 года размежевали, - пояснила «Байкал-Daily» дольщица Елена. - По факту - у нас нет ни дома, ни земли, ни денег.
В строительство своей однокомнатной квартиры улан-удэнка вложила 1,3 миллиона рублей ещё в 2014 году, в 2015 году дом должны были закончить. Но строительство «встало» на стадии подвала, летом 2015 года. Сейчас третья очередь ЖК «Фаворит» построена лишь на 3 процента - многоэтажка не поднялась от фундаментам даже на метр. Вместе с Еленой ходят по инстанциям ещё 90 собственников квартир в этом брошенном доме.
Ещё 270 собственников ждут окончания строительства «второго этапа» жилого комплекс. Их дом, который должен был быть сдан 1,5 года назад, построен только наполовину.
Полтора года людям обещали, что стройка продолжится в «следующем месяце». Сейчас обещаниям руководства ООО «Зодчий» дольщики не верят. Одни в суде, другие сосредоточились на обращениях в госорганы.
- Застройщик банкротится, у него огромная дебиторская задолженность. Новый директор живёт в Иркутске, периодически приезжает, идёт на контакт. И поясняет: «МВД опечатало всю документацию, у меня ничего нет». Говорит, что не отказывается строить, что не хочет банкротиться. Якобы, там не проданы всего 4 квартиры, фирма будет привлекать подрядчиков и расплачиваться квартирами за окна и лифты. А дальше что, как к сетям подключаться? - не верит улан-удэнка.
На прошлой неделе дольщикам была назначена встреча в минстрое Бурятии.
- Хотим, чтобы нас признали обманутыми дольщиками, и просить правительство, чтобы нам помогли достроить дом. Разрешение давала администрация города, контролирует госстройжилнадзор. Кто-тоже должен отвечать за это, - уверена Елена.
Сейчас она с ребёнком снимает квартиру. И это далеко не худшая ситуация. Другие собратья по несчастью живут в съёмных квартирах и платят ипотеку. Среди них есть одинокая мама ребёнка-инвалида.
«Просим вас, да что уж там говорить, умоляем, окажите нам помощь в завершении строительства нашего дома. Мы уже не знаем куда нам обратиться, обращались много куда, но нигде нет дела почти до трех сотен бездомных семей. Мы в ужасе и уже готовы организовывать митинги и перекрывать автодороги», - говорится в обращении дольщиков к председателю общероссийского движения в защиту прав обманутых дольщиков.
Законодательство не защищает
Заместитель руководителя Республиканского стройжилнадзора Фёдор Трифонов объясняет, что у обездоленных дольщиков есть три варианта.
- Для них есть три варианта–создание жилищного строительного кооператива (ЖСК), привлечение строительной или инвестиционной компании на застройку, и третий, самый худший вариант, - это суды. В случае банкротства дома уходят на торги, - пояснил Фёдор Трифонов.
Он заверил, что самый жизнеспособный вариант для дольщиков – это ЖСК. Это позволит собственникам изъять у застройщика всю документацию, проверить, за какие квартиры рассчитались, а за какие нет. После этого дольщикам предлагается рассчитать, сколько денег ещё можно получить от продажи квартир и достроить дом по имеющейся документации.
Предварительная проверка показала, что третий этап строительства «Фаворита» по смете стоит 160 миллионов рублей. На 130 из них заключены договоры и только 52 миллиона фактически собрано с дольщиков. Ещё на 8 миллионов выполнены работы взаимозачётами. Итого 60 миллионов из 160-ти затрачены, 100 теоретически можно привлечь. Правда, на 60 миллионов построено лишь 3 процента дома. Откуда брать деньги при теоретическом создании ЖСК в стройжилнадзоре ответа нет. В надзорном ведомстве не оставляют надежд на новую дирекцию застройщика, которая обещает не бросить объект.
В свою очередь, дольщики также заявляют, что не готовы к такому варианту, так как не в силах изыскать своими силами ещё сотню миллионов рублей.
«Многие семьи оформили ипотеку на длительные сроки, вложили средства материнского капитала, годами накопленные деньги, многие сейчас вынуждены снимать жилье, переплачивать внушительные проценты по ипотеке. Среди нас матери одиночки, многодетные семьи, инвалиды,ветераны боевых действий а так же молодые семьи, участники республиканской программы МЖК(Молодежные Жилищные Комплексы)», - говорится в обращении дольщиков ЖК «Фаворит».
С предыдущим руководством сейчас разбираются правоохранительные органы – проверяя – был ли при строительстве допущен факт мошенничества.
Обманутые или пострадавшие
Стройжилнадзор предлагает создать в Бурятии «Ассоциацию пострадавших дольщиков».
– Мы в последнее время не только по этому комплексу работаем. Есть проблемы на Комсомольской 10,проблемный дом у компании «Тамир» в 140 квартале. У нас 9 ЖСК создано, они ведут деятельность. Решено совместно с дольщиками образовать так называемую ассоциацию пострадавших дольщиков. Для обмена опытом, консультирования – юридически, технически, организационно, - пояснил заместитель руководителя службы.
Признавать дольщиков «обманутыми» власти не торопятся. На сегодня в этом реестре в Бурятии числится только один человек. По закону, власти обязаны вести реестр обманутых и выделять средства, помогая им обзавестись жильём. В некоторых регионах обманутым дольщикам предоставляют жильё из маневренного фонда, в других выделяют денежные компенсации или ищут соинвесторов для строительства. В Бурятии, в силу минимальной потребности, такой практики пока не было.