В пятницу молодой, но уже известный режиссер Баяр Барадиев провел киновечер для всех желающих, а на следующий день состоялся трехчасовой мастер-класс. Гость из соседнего региона поделился секретами постановки фильмов, сообщает ИА Буряад Yнэн.
Баяр Барадиев рассказал, что подобный мастер-класс он провел в Чите за неделю до приезда в Улан-Удэ, а уже на следующий день он уезжал в Иркутск для аналогичного мероприятия.
На вопрос, является ли приезд Баяра в Улан-Удэ желанием передать опыт, он ответил:
- Да, есть такое желание. Эти мастер-классы выросли из просьбы одного человека. В итоге получилось так, что в Чите у нас собрался мастер-класс, куда пришло шесть человек. И оттуда уже пошла идея. Очень приятно, что теперь мы собрались в Улан-Удэ. И нынешняя встреча, прежде всего, способ поделиться историями, которые я очень люблю рассказывать.
На киновечер собралось около 60 человек. Забайкальский режиссёр поведал им о том, что такое «гэг». Он трактовал это слово довольно широко – как кинематографические приемы, использующиеся в постановке. Например, жвачка, прикреплённая к стулу в фильме «800 слов», который Баяр представил на фестивале «Алтаргана».
Я помню термин «гэг» из телепередачи начала 90-х годов о немом кино. Тогда на первом канале прошла неделя комедийных лент начала ХХ века. Гэг понимался довольно просто – это интересный трюк, которыми были богаты фильмы времен немого кинематографа. Также я встречал упоминание, что полнометражный советский мультфильм «Остров сокровищ» полон гэгами. Современные источники (к примеру, Википедия) определяют гэг, как комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость.
Вернемся к киновечеру. Баяр показывал кадры из разных кинофильмов, большое внимание уделил личности Бастера Китона. Вначале он задал провокационный вопрос: «Кто главный комик немого кино?». Получив вполне ожидаемый ответ, что это Чарли Чаплин, Баяр назвал имя Бастера Китона. И спросил, кто из присутствующих знает его. Ответил только один человек. Очевидно, в зале собралась молодёжь, которая вряд ли смотрела передачи из середины 90-х «Уловка 22» Ивана Дыховичного. В одном из выпусков этот безвременно ушедший из жизни российский режиссер как раз рассказывал о втором гении немого кино (первый, конечно же, Чарли Чаплин, третий Гарольд Ллойд).
На киновечере от Баяра все узнали: почти весь современный кинематограф придумал Бастер Китон (кроме разве что 3-D эффектов). Начиная с 1910-х по 1940-е годы, он снял сотни фильмов. В подборке фрагментов из фильмов Бастера Китона каждый эпизод сопровождался аналогичными приемами из более современных кинокартин.
Итак, улан-удэнцы убедились, что кинотворчество Бастера Китона послужило источником для множества мировых режиссеров.
На мастер-классе в субботу собралось довольно много народа для подобного рода мероприятий – 21 человек.
На сей раз Баяр Барадиев рассказал, как снимать мизансцены. Он предупредил, что не научит, как ставить весь фильм. Но мизансцена - важная часть кино, особенно в короткометражном.
По словам режиссёра, эмоциональное состояние героя передает не только выражение его лица. Так как актёры у Баяра снимались непрофессиональные, решили, что не будут делать акцент на выражении их лиц. Поэтому любимые кадры Баяра: человек или группа людей куда-либо идут.
Он продемонстрировал фрагменты из своих фильмов. Так, в фильме «Реприза» мы видим только что вышедшего из колонии пианиста. Вот он идет вдоль бетонной стены, по шпалам железной дороги...
В «800 слов» люди собираются на оглашение завещания: и предполагаемые наследники, и нотариус идут по лестницам, проходят гулкими шагами по коридорам.
В другой короткометражке Баяра – «Потеряшки» – девушка в бальном платье поднимается по шатким ступенькам веревочной лестницы, ведущей на дерево.
Диалоги тоже можно свести к минимуму. В качестве примера забайкальский режиссер привел фильм Мела Гибсона «Апокалипсис», где месть вождя племени за убитого сына высказана не словами – ее выражает оружие, которое тот собирался подарить своему сыну.
В заключение мастер-класса Баяр Барадиев порадовал горожан короткометражной лентой, снятой по заказу РЖД. Корпоративный клуб «Команда 2030» (созданный в рамках целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД»)помогает влюбленным найти друг друга. Парень и девушка впервые увидели друг друга из окон стоящих рядом поездов где-то на западе России. Поезда разошлись. Но благодаря слаженной работе железнодорожников двое влюбленных встретились на вокзале в Чите.