В этом году будет открыт лишь один садик, еще один — в следующем. Таким образом, в ближайшие два года очередь сократится примерно на 320 человек. Еще одна тактика — уплотнение детских садов за счет использования резервных площадей — дала 3 дополнительных тысячи мест. Но этого, конечно, недостаточно. Некоторый расчет власти делали на частную инициативу — коммерческие детские сады и «семейные группы». Однако эти инициативы само же государство всячески карает. В итоге граждане все чаще начинают это государство попросту игнорировать.
В прошлом году городские власти усиленно рекламировали открытие так называемых «семейных групп».
— Многодетная мама становится воспитателем семейной группы, - говорит главный специалист дошкольного отдела Комитета по образованию города Улан-Удэ Татьяна Подмарева, — то есть получает зарплату воспитателя, ей засчитывается стаж, оформляются все документы в соответствии с Трудовым кодексом. В дополнение к своим детям мама берет еще несколько ребят со стороны. Питаются дети в близлежащем детсаду.
Таких групп по городу сейчас всего десять. В общей сложности в них воспитывается чуть больше тридцати детей. Можно сказать, что широко разрекламированный в прошлом году вариант не оправдал никаких надежд. В основном из-за практически невыполнимых требований к условиям. По этим же причинам не могут работать и частные детские сады.
Несмотря на все обещания властей идти навстречу альтернативным формам дошкольного воспитания, на деле все не так просто. Никаких поблажек или скидок бизнесменам не делается. Наоборот, за их работой пристально следят и безжалостно карают за малейшие нарушения.
— Например, нет маркировки на горшках — это серьезное нарушение, выносится предписание и назначается наказание, — говорит директор одного из развивающих центров на дому, по понятной причине не желающий разглашать свое имя. — Зачем маркировка, если у каждого ребенка свой горшок разного цвета, вида, принесенный из дома? Сейчас же не как раньше, когда у всех были одинаковые эмалированные #.`h*( белого цвета.
В итоге на плаву остаются только самые терпеливые и стойкие. Череду всевозможных проверок, придирок со стороны контролирующих органов может выдержать не каждый. С одной стороны, столь пристальное внимание даже к мелочам понятно, ведь речь идет о здоровье и безопасности детей. Но вот что забавно — достаточно просто поменять название, вывеску, убрав с нее слова «детский сад», как большая часть претензий автоматически испаряется. То есть все претензии сугубо формальные.
— Нас закрывали даже из-за многочисленных якобы «нарушений», но стоило из названия убрать слова «детский сад», как все пошло на лад, теперь мы, более или менее, спокойно, наконец, начали работать, — говорит директор одного из развивающих центров.
А вот с таким явлением, как «черные няни», контролирующие органы бороться не в силах. Ведь прийти с проверкой можно только в легальное заведение, которое пытается работать по закону. Нелегальные заведения — вне поля зрения государства, там не проверишь документов, потому что их нет.
Последнее время на столбах и в газетах объявлений все чаще можно увидеть слова «домашний детский сад» с указанием телефона. Такие «домашние детские сады» на деле вовсе не похожи ни на какие садики. Зачастую свои услуги в обычной и не всегда просторной квартире предлагает безработная женщина с сомнительным образованием или вообще без оного.
«Воспитательницами» могут стать студентки, завхозы, уборщицы — кто угодно. Бывает, что в одной комнате ютится все семейство — муж новоявленной «воспитательницы», бабушка, дедушка. В соседней комнате собирают детей. Кормят тем, что сами приготовят. Оплата в таких «садах» составляет от трех до 6 и более тысяч. Такие «домашние садики» никак не оформлены официально, соответственно, не несут никакой ответственности за то, что происходит за стенами квартиры.
Жители города от безысходности согласны и на такой вариант. Для кого-то это просто единственный выход в сложной жизненной ситуации, когда маме надо выходить на работу, а оставить ребенка не с кем. Оксана Зимирева отдала свою трехлетнюю дочь именно в такой садик — по объявлению в газете. Нужно было срочно выходить на работу, очередь в детсад не продвигалась. Три тысячи в месяц показались ей вполне посильной платой. Однако о своем решении она впоследствии пожалела:
— Алина рассказала мне, что тетя ее бьет за то, что она не хочет спать. Показала ручками, как она это делает. Я была в шоке. «Воспитательница» все отрицает, но я, конечно, забрала оттуда свою дочь, — говорит молодая мать.
Сейчас маленькая Алина устроена в другой домашний детский сад — оформленный как ИП. Оплата там гораздо выше, зато и больше гарантия, что ребенок будет в целости и сохранности.
В Комитете по образованию с такой ситуацией знакомы и призывают население не доверять ребенка таким сомнительным «садам».
— Те якобы домашние детсады, которые сейчас существуют, на них нужно обратить особое внимание. Мы знаем об этих людях. Срываем объявления, звоним. Чаще всего это просто- напросто семья, в которой уже есть один — два ребенка. Они сами в садик попасть не могут. В доме есть соседки, у которых тоже есть дети, которых некуда пристроить. И эти соседки приводят своих детей к одной из мамочек. Тариф там такой: по дням — 300—400 рублей или же по месяцам — от трех до шести тысяч рублей, — рассказывает специалист дошкольного отдела.
Чиновники предупреждают: работают такие люди нелегально, а, значит, к ним никто не может прийти с проверкой и наказать в случае чего.
— Мы хотим через вашу газету предупредить всех горожан — не надо рисковать. Пусть те, кто этим занимается, сначала хотя бы откроют ИП по присмотру и уходу за детьми и тогда уже принимают детей на полной основе. Но все это должно быть легально. Все, что связано с таким присмотром за детьми — «по-соседски», опасно, — говорят в мэрии, сообщает «Номер один».