- Четверо детей, муж работает пока в воинской части, ракетной части. Резко все нам сказали: ликвидация части. За три месяца зарплату еще не выплатили, - пояснила жительница поселка Джида Ирина Михайлова.
В подобном положении оказались все гражданские сотрудники расформированной части.
Военный аэродром не охраняется уже с начала зимы. Взлетно-посадочная полоса пустует, в ангарах нет техники. На территории отмечаются случаи мародерства.
- Каждодневно. По камушкам, по металлу, по досточке… В перспективе они это растащат, - заявил начальник Джидинской КЭЧ Сергей Троцкий.
Аэродром стоимостью в два миллиарда рублей. Железные и бетонные настилы, ограждения, да и сами помещения на территории части. Все будет пользоваться спросом, уверены местные власти. Под гнетом безработицы люди готовы на многое.
- Военные-то что говорят: «Мы – ладно, все, уходим, мы бросаем. Если вам надо – берите. Кто? Может, бизнес придет еще кто-то…». Конечно, здесь нужна была информация, - сказал депутат Госдумы России Василий Кузнецов.
Но о предстоящих переменах в Джиде никто не сообщил. У военных все, как всегда, секретно. И тайное слишком поздно стало явью. Пока на авиабазе последний так называемый ликвидационный наряд готовится к сборам, у тех, кто остается, - кадровые потери.
- Уехала у меня медицинская сестра, рентген-лаборант и процедурная сестра. Очереди сразу больше стали, люди сидят, ждут два-три часа, некоторые иногда бывает до четырех часов ждут своего приема. Веду прием сейчас я один, - сообщил главный врач участковой больницы поселка Джида Валерий Бадмацыренов.
- У нас уехало четверо учителей. Это предметы: английский язык, это логопед и информатика. Предметы сейчас временно пока не ведутся, потому что учителей английского языка в районе нет, - добавила замдиректора по учебной работе МОУ Джидинской средней общеобразовательной школы Галина Шаповалова.
Нет ни в самой Джиде, ни в близлежащих центрах. Из 5,5 тысяч жителей население поселка только после расформирования одной части сократилось до 3,5 тысяч. А впереди ликвидация еще и ракетной базы. Ее уже ждут. Довольных мало.
Если здесь военнослужащие жили за государственный счет в благоустроенных квартирах, то в Челябинске, куда всех и переведут, с этим не все так просто.
- Без квартир, без ничего кинули весь гарнизон непонятно куда. В Шагол уезжаем! - заявляют они.
Проблема не районного и не регионального масштаба, и даже те, кто эту кашу заварил, навряд ли помогут. Разобраться на федеральном уровне обещают, но тоже не сразу. А пока для местных жителей готовят специальные программы занятости: сезонные и общественные работы по антикризисным направлениям от властей Бурятии.
- Главным направлением будет все-таки крестьянско-фермерское хозяйство, чтобы люди могли себя прокормить, могли какое-то хозяйство завести. Потому что поселок Джида специфичен тем, что люди, работая в воинских частях, не держали личных подсобных хозяйств, - пояснил директор Государственного учреждения Центра занятости населения Джидинского района Дымбрыл-Доржи Осоров.
Получается, что после перебазирования частей и местным, и военным придется начинать всё с нуля. И там, и тут - непаханое поле. Зато выигрывает государство, которому не нужно содержать еще несколько аэродромов и военных полков. Куда потратить сэкономленные на этом средства, пока еще не решили. Наверное, как всегда, направят на социальные программы для защиты населения России, сообщает телекомпания «Ариг Ус».