- Обсуждение этого вопроса очень актуально, - заявил, открывая круглый стол, мэр Улан-удэ Геннадий Айдаев. – Много споров, много мнений. Понятно, что сегодня мы к единому мнению не придем, но выразим позиции. Это и должно быть направлено в министерство образования.
- Это очень непростой вопрос, - подтвердил заместитель председателя горсовета Михаил Ян. – Депутаты уже неоднократно предлагали рассмотреть этот вопрос на заседаниях наших комитетов. Но полагаем, что в первую очередь надо выслушать мнение профессионалов. Поэтому депутаты нашей фракции («Единая Россия»), члены политсовета, по согласованию с Геннадием Архиповичем, с комитетом образования, подумали, что надо провести обсуждение. Мы хотели бы услышать профессиональные мнения, чтобы сопоставить те эмоции, которые возникли в обществе вокруг законопроекта. Мы считаем, что при таком эмоциональном накале, столь серьезный документ в стране принимать еще рано. Надо найти необходимый консенсус.
Перед присутствующими выступил заместитель министра образования республики Александр Бочеев, который попытался развеять возникшие страхи по поводу новых стандартов образования.
- Я всегда говорю – не будем торопиться. Надо сперва посмотреть, изучить. Я уверен, что не все те, кто сейчас говорит о стандартах, его посмотрели, не все изучили. А ведь вопрос-то не новый. С этого года государственный стандарт уже введен в начальной школе. Но когда речь коснулась стандарта для старшей школы, то сейчас вот этот вопрос и всплыл. Общество как бы разделилось на две половины. Одни действительно говорят, что новый стандарт развалит систему образования. Вторые, наоборот, говорят о том, что новый стандарт – это прорыв, этот стандарт подготовит выпускника школы к жизни современного общества. Надо сказать, что сейчас пока идет обсуждение. Обсуждение очень серьезное. И пока не будет ясного толкового объяснения в обществе, я приказ о введении стандарта основной и старшей школы подписывать не буду, - заявил Александр Бочеев.
- Введение нового государственного стандарта – это не революция, - продолжил замминистра Бочеев. – Уже разработаны, утверждены и начали действовать государственные стандарты начальной общеобразовательной школы. С прошлого года у нас в республике в экспериментальном плане работало 53 школы.
Коснулся Александр Бочеев и одного самого из обсуждаемых вопросов – о введении обязательных предметов.
- Разработчики нового государственного стандарта предлагают для обязательного обучения шесть предметных отраслей. Это филология, иностранные языки, математика и информатика, общественные науки, естественные науки и курс на выбор. Есть и общие предметы. То есть, обязательными будут девять-десять предметов. Шесть или семь ученик выбирает в обязательном порядке из шести предметных областей. То есть, из каждой области ученик должен выбрать один предмет. Таким образом, он будет изучать и математику, и филологию, и иностранные языки. Выделяются три уровня содержания – интегрированный, базовый и профильный. Интегрированный – для общего развития. Базовый – как систематизация знания. Профильный – предмет, по которому ученик выбирает свою профессию. Все предметы преподаются на трех уровнях обучения. Таким образом, минимальное количество предметов, которые будет изучать ученик – это девять или десять. Его право – увеличить область предметов. Общие предметы – это ОБЖ, физкультура, «Россия в мире». Предполагается, что в «России в мире» будут изучаться история, культура, искусство, наука, политика и география. В принципе, это граждановедение, - сообщил Александр Бочеев.
В ходе обсуждения присутствующие как соглашались с новыми стандартами, так и задавали вопросы. Так, были заданы вопросы о дополнительном финансировании образовательных учреждений, изменении расчета нормативов учителей, возможном использовании репетиторов и т.д. Все эти вопросы, как было объявлено на круглом столе, будут учтены и переданы в министерство образования.