Снимает документальный фильм «Без Байкала» московский кинорежиссёр Александр Горновский, родом из Иркутска. Это фильм о проблемах и людях Байкала.
На съёмки нового фильма за несколько месяцев Горновский собрал небольшую сумму на краудфандинговой платформе «Планета», остальное вложил сам — так высоко было желание помочь озеру. С небольшой командой режиссёр отправился в экспедицию на север Байкала, к местам нетуристическим и диким.
Baikal.place застал съёмочную команду в первые дни работы и поговорил с режиссёром о документалистике, вдохновении и экологии.
О детстве и энергиях
Страсть к кинематографу зародилась ещё в детстве. На это повлияли образы, что я видел на Байкале ребёнком: лошади, возникающие из тумана и уходящие в никуда, байкальские льды, среди которых мы застряли на теплоходе, звёздные ночи.
Мой первый таинственный и религиозный опыт был тоже на Байкале, когда в пять лет поздно вечером я один ждал маму в палатке. Она долго не возвращалась, и я начал разговаривать с Байкалом, как с неким духом, чтобы он помог разрешить ситуацию. Когда находишься рядом с озером, постоянно чувствуешь присутствие некого живого организма, мощной субстанции. Не могу сказать, что я поклоняюсь духам Байкала, но не верить в то, что ты чувствуешь — невозможно. Наверное, в Сибири мы все немножко язычники.
Байкальские места не сравнятся ни с чем по опасности и по неожиданности ситуаций. Здесь есть загадки, необъяснимые вещи, и это мы тоже попытаемся передать. Я скучаю по Байкалу, это моя непреходящая боль, моя малая родина, родина, которую невозможно забыть.
О героях
В других картинах нет ощущения Байкала, нет местных жителей, байкальских волков. Я считаю, что кино должно быть о людях, и оно должно влиять на зрителя. Наш фильм мы хотим сделать с эффектом присутствия, чтобы люди, которые здесь никогда не были, прочувствовали Байкал на физиологическом уровне.
Наш маршрут будет проходить по местам нетуристическим. На катере мы поедем на самый север. Там дикая природа и люди, убежавшие от цивилизации. Мы хотим показать, чем живут эти отшельники, о чём думают. Байкал — мощное энергетическое место, и оно влияет на судьбы и характер людей, которые здесь живут. Поэтому и проблемы озера они воспринимают как собственные. Нам интересны люди, которые пропитаны байкальской природой, независимые, свободолюбивые. Они знают об экологической ситуации не из третьих рук. Местные жители на протяжении десятилетий наблюдают за озером, видят, как оно меняются, могут сделать выводы — надумана проблема вокруг Байкала или нет. В фильме также появятся учёные — защитники Байкала, путешественники и волонтёры, очищающие берег от мусора.
О проблемах Байкала
Наш фильм о том, что мы имеем, и что можем потерять. С Байкалом однозначно происходят изменения, и мы хотим разобраться, какую роль в этом играет человек. Когда я приехал в Иркутск, мне сказали, что просто так воду из озера можно пить уже не везде. Это меня шокировало, ведь в детстве мы спокойно пили её.
В нашем фильме мы затронем тему водоросли спирогиры, которая уже уничтожила ряд озер по всему миру. Расскажем о том, что происходит с байкальской губкой, которая фильтрует воду, о гигантских пожарах, уносящих сотни гектаров леса, о планах строительства на Селенге каскада из трёх ГЭС, которые неминуемо обрушат уровень воды в озере.
Наш гид Сергей Шабуров, в прошлом госинспектор Байкала-Ленского заповедника, рассказал нам, что в изменениях, происходящих с Байкалом, во многом виноват человек. Сейчас пытаются поменять статус Байкало-Ленского заповедника на национальный парк. Если это произойдёт, то всё пойдёт на разрушение. Сейчас в эту сферу приходят люди, далёкие от заповедной системы, основные задачи которых — зарабатывание денег. Но заповедники никогда не смогут зарабатывать.
В пожарах, происходящих на Байкале, по мнению Сергея, тоже виноват человек. Несмотря на то, что очаг возгорания можно обнаружить быстро, есть проблема в отсутствии специалистов. Сломана эффективная система охраны лесов, в Лесной кодекс внесены не лучшие изменения, разрушена школа подготовки кадров. Раньше если пожары и были, то профилактические — делалась пропашка, полосы безопасности, лесопосадки на сотни километров. Сергей рассказывает, что в инспекторы сейчас идут пенсионеры и их жёны, неспособные быстро реагировать на ситуацию, а нужны молодые инициативные люди. Уничтожение лесов приводит к обмелению рек, впадающих в Байкал, а это в свою очередь «бьёт» по уровню воды в озере.
Ещё одна проблема — неотлаженная система работы очистных, сооружений, отсутствие приёмных пунктов для кораблей. Все отходы выбрасываются в Байкал. Там, где есть большая концентрация теплоходов, мощнее развивается спирогира. Например, на мысе Заворотный (удалённая точка, север Байкала) есть бухта, куда любят заходить корабли для отстоя. Там происходит слив топлива и именно на этом участке есть спирогира, а, к примеру, чуть дальше, где нет кораблей, этой водоросли уже нет.
На Селенге люди уже не пьют воду из реки, воду им привозят. Сергей Шабуров считает, что какие-то подвижки есть — на Ольхоне общими усилиями начали решать проблему свалок. Это происходит, когда подключаются местные жители и волонтёры.
Немного о съёмках
Наша экспедиция рассчитана на месяц, финансовые возможности пока не позволяют снимать дольше. Большую часть средств мы вложили сами, часть нашли на краудфандинговой платформе. Денис Мацуев обещал поддержать наш проект.
Маршрут, который мы выбрали для съёмок — прибрежная зона Байкало-Ленского заповедника, Ушканьи острова, мыс Елохин, мыс Заворотный, метеостанция «Солнечная», Бурятия. Будет встреча со старожилами Малого моря и Ольхона.
Фильм мы планируем закончить к 2017 году — году экологии в России. Если мы выпустим картину к этому времени, будет больше возможностей показать её на фестивалях, по телевидению. Чем больше людей узнают о проблеме, тем больше будет возможности повлиять на её решение. Я считаю, что этим проектом удастся что-то изменить, информация — серьёзная сила.
Деньги на обработку и монтаж отснятого материала в фильм можно перевести на карту Сбербанка Александра Горновского. Номер карты — 5336 6900 4153 1395.