Как отмечают в городском спортивно-техническом клубе (где действуют курсы судоводителей), за последние три года число желающих получить судоводительские права выросло в четыре раза. Три года назад выпускалось не больше 50 человек в год, сейчас клуб выпускает свыше 200 судоводителей ежегодно.
В Бурятии из всех видов судовождения преподают только две категории — это вождение «гидроциклов», а также «моторных лодок и катеров». Причем в последнем случае мощность катера не должна превышать 55 киловатт, а пассажировместимость — не более 12 человек. Если эти рамки превышены, то судно считается не прогулочным, а пассажирским либо транспортным, и для его вождения нужно средне-специальное образование.
Кстати, популярная услуга на берегу Байкала в летнее время — прокат гидроциклов — оказывается, незаконна. Чтобы кататься на гидроцикле, у вас должны быть соответствующие права. Если прав на судовождение у вас нет, Государственная инспекция по маломерным судам (водный аналог сухопутной ДПС) вправе оштрафовать вас и хозяина гидроцикла. Но подавляющее большинство курсантов учатся вождению не гидроциклов, а катеров и моторных лодок. При этом среди учеников очень много девушек.
Важно учитывать, что кроме технических возможностей судов, есть подразделение на районы плавания, а их всего три: внутренние воды, внутренние водные пути и морские пути. В Бурятии выдают права лишь на вождение судов в первых двух категориях вод. Одним словом, у нас в республике можно получить права на вождение прогулочного катера, мотолодки или гидроцикла, и плавать можно будет только в реках и озерах России.
Спортивно-технический клуб сотрудничает с Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС), сотрудники инспекции и принимают экзамен. Практику и экзамен на воде ученики проходят у нас в Улан-Удэ, либо в Степной Протоке, либо в районе Зеленстроя. Выбор места зависит от уровня воды в реке. Катера и гидроциклы для экзамена предоставляет либо клуб, либо ГИМС, но нередко бывает и так, что ученики приезжают на экзамен на своей технике. Как рассказали преподаватели курса, она у граждан значительно более дорогая и «навороченная», нежели та, которой располагают преподаватели.
Контролирует суда та же ГИМС. Например, за управление судном без прав штраф от 10 до 15 МРОТ. А за вождение судна в пьяном виде вообще могут лишить прав.
Несмотря на возрастающее количество водной техники, в нашем городе нет лодочной станции, как, например, в Иркутске. Из-за этого сейчас кто как может, так и хранит свои катера и лодки, и вынужден каждый раз доставлять их к воде, сообщает «Номер один».